Без рубрики

Скалолазание в Дахабе: новые спортивные трассы / Горы Мира. Турция, Ближний Восток /

Автор: Михаил Кухаренко, Москва

Скалолазание в Дахабе: новые спортивные трассы

Скалолазание в Дахабе — опциональное развлечение, во всяком случае по сравнению с серфингом, дайвингом, фридайвингом, йогой или просто пляжным отдыхом.

В так называемый зимний сезон купаться прохладно, а лазить — в самый раз. При этом безусловно можно ездить в горы в район Сан-Катрин и лазить там треды, но это во-первых полтора часа езды, а во-вторых хотелось именно нормального, качественно пробитого «спорта». Таким образом и возникла идея пробить новые маршруты рядом с Дахабом, которая воплотилась в 10 новых трасс.

Вообще говоря, пробитые маршруты рядом с Дахабом есть. Пробиты они давно, поэтому лазание требует дополнительного внимания — как к шлямбурам, так и к станциям. Описания «старых» маршрутов можно посмотреть тут. Их местополжение со схемами указано на карте.

Мы решили бить новые трассы в Camel Canyon, расположенный примерно в 10-15 минутах езды от города. По самому каньону до скал добираться еще около 15 минут, также на машине.

*****

Кстати, про автотранспорт …

Если вы приехали в Дахаб и хотите ездить на скалы, не надо для этого арендовывать машину. Иначе ваш отпуск наполнится впечатлениями, на которые вы не рассчитывали. Проще всего каждое утро выходить на большую дорогу, отлавливать пикап (желательно дабл-кабин) или джип. Обвычная легковушка не проедет. Если вы хотите, чтобы водитель вместе с машиной сидел рядом с вами весь день, то вам это обойдется от 120 до 150 фунтов. Если вы готовы отпустить водителя, договорившись о времени, когда он вас заберет со скал, то стоимость будет порядка 80-120 фунтов за «привез / забрал». То есть почти одинаково. Платить надо разумеется после того, как вас привезут обратно в город, ни в коем случае не вперед и не частями. Мы предпочитали, чтобы водитель сидел с нами — на всякий случай, которых к счастью не приключилось. Тем более, что сотовая связь в этом месте ущелья — увы — не работает. Есть место в ущелье, где есть очень слабый прием, до него примерно 20 минут ходьбы от маршрутов.

Как объяснить водителю, куда вы едете. Говорите так: «before check-point» и машете рукой на юго-запад, «turn left and after hundred meters turn right to the canyon«. Водитель уже понимает, в какую примерно сторону ехать. Тут нужно четко сказать, сколько ему надо будет ехать от основной дороги: «from the main road (помечено крестиком) 15 minutes drive inside canyon«. Объяснения сопроводите рисунком. Рисуйте одновременно с объяснением.

Главное: нарисуйте Check-point, дорогу внутрь каньона и напишите число «15».

Дело в том, что местная публика не представляет себе, что ехать внутрь каньона нужно достаточно далеко. Поэтому, если сразу не сказать, что ехать от крестика примерно 15 минут, то водитель вскоре начинает просить еще денег. Засеките время от съезда с основной дороги. Когда водитель начнет ныть, покажете ему бумажку, где написано про 15 минут. Один из наших водителей делал вид, что его машина ну никак не может проехать в одном из поворотов (нужно было ехать чуть быстрее, на второй передаче, а он красиво полз на первой и начинал буксовать). Не верьте. Любой пикап или джип может проехать по этому каньону до упора.

Сказанное выше не распространяется на поездки в Сан-Катрин. Туда ведет шоссейная дорога, потому можно взять в аренду нормальную легковую машину вот по этому телефону +20122789922 (Саид). Стоимость на сутки составляет примерно 250 фунтов.

*****

Вернемся к скалам. Порода в Camel Canyon — старые граниты. При этом гранит на удивление скользкий. Ноги не стоят, зато руки едут. Гранит — старый. Там где трассы, мы убирали живые камни, по возможности чистили песок и пыль кисточками, щетками и тому подобное. Однако скалы таковы, что выше определенного уровня — сплошная разруха. Разумеется мы не выводили туда трассы, но теоретически оттуда может что-то выпасть.

Поэтому нужно быть особенно внимательными при лазании и просто при нахождении в этой местности. Шлемы — всем обязательно. Страхующему — смотреть вверх на предмет камней. Детей — от скал убрать однозначно на открытое место, там пусть сидят и смотрят. Огородить ленточкой. Поставить взрослого, чтобы смотрел за ними.
Если лазаете с верхней страховкой, то посмотрите скалу после провешивания веревки: маршрут может проходить чуть по-другому и могут обнаружиться новые нечищенные камни. Разумеется, надо вешать свои оттяжки на станцию, тем более что там веревка набирает песок и шлифует кольцо в станции.

Будьте готовы к тому, что на трассах может быть пыль. Если вы обнаружите какой-либо болт в нехорошем состоянии, скажите нам, мы его заменим или починим.

Итак, маршруты:

Общая схема расположения трасс (вниз по схеме — внутрь каньона). Burning Camel — это старая трасса, дана для ориентировки.

Фотографии маршрутов со схемами:

Camel Canyon climbing site

Солнечная скала №№ 4,5,6

Скала Зеркало (8 и 9)

Трасса 10

Трасса 7

Трассы 2 и 3

Несколько слов о том, чем и как пробивали. Били болты PETZL 12х78мм, анкеры. Сверлили аккумуляторным перфоратором Макита BHR 241. Перед сверлением отбивали корку или выбирали место на чистом граните, чтобы место под болт правильно звучало.

Станции использовались как покупные FIXE, так и самодельные с дополнительной проваркой всех звеньев и колец в аргоне последующей оцинковкой с пассивированием. Пробивка без учета дней отдыха заняла две недели. Значительное время занимала чистка, выбор мест под станцию и шлямбура и организация временных станций.

Желаем интересного и безопасного лазания, присылайте ваши комментарии в том числе ваши оценки трудности трасс.

С приветом и наилучшими пожеланиями,
Иван Аленцев (alencev_ivan@mail.ru)
Михаил Кухаренко (miso12@gmail.com)
Adrien Smith (smith.adrien@gmail.com)

В добавление к отчету — ниже небольшая галерея фотографий по теме:

Это первая машина, которую мы арендовали на два дня. Она перестала работать на утро второго дня. Я звоню хозяину, так как рекомендованная им последовательность манипуляций для старта не помогла. Проходивший мимо знакомый бедуин сказал со знанием дела, что если бы мы поставили машину на солце, то она бы завелась…

На заднем плане — вторая арендованная машина. Настоящий джип, «всего 30 лет», как сказал хозяин машины. Романтика обладания собственным, хотя и арендованным джипом в горной местности омрачалась хреновыми тормозами, люфтом руля на полоборота ну и другими мелочами.

Это Ваня. Он собрался лезть наверх, чтобы там делать временную станцию, с которой уже бить стационарную станцию.

Для начала у этой прекрасной машины отвалилась задняя дверь и мы остались без еды в течение дня.

Одну трассу Ваня пробивал снизу — видите якорь с лесенкой? Внизу справа — перфоратор.

Пробивка снизу.

День отдыха. Набережная Дахаба (Лайт Хаус), после нырялки.

Кисточка и щетка — вот наше орудие труда.

Видна сидушка. Ваня ее сделал на третий день, когда надоело держать на себе перфоратор и банку с болтами и инструментами.

Ваня маятником переходит от имеющейся станции на новую трассу, забивает якорь и будет там ставить станцию.

Еще крюк.

Станция готова. Опускается, сейчас я туда полезу и всем расскажу, что это за трасса 🙂 На обратном пути буду бить шлямбура.

Полез. Адриана страхует.

На заднем плане местные кусты. В кустах живут мышки и муравьи. Они все любят плоды этого куста — горьковатые на вкус, похоже на дижонскую горчицу. Говорят, жутко полезные 🙂

Работа кипит.

А это Катя. Она любит нырять, плавать и смотреть на рыбок.


.