Без рубрики

Пик Энгельса: Мечты о чем-то Большем. / Горы Мира. Памир /

Автор: Дмитрий Краснов, Санкт-Петербург

Пик Энгельса: Мечты о чем-то Большем.
Читайте на Mountain.RU статьи Дмитрия Краснова:

Сборная Петербурга по альпинизму

Ерыдаг: Ефимова 6А. Ледниковый период в 12 дней.
Холодный взгляд из Петербурга.


Сурок «Щуровского», зимний характер

Зимняя Ушба. Попытка восхождения.

Узункол, Джайлык, Чегем

и про пик Энгельса:

Памирцы вернулись! Пик Энгельса по 6А.

Пик Энгельса по Восточному гребню, 6А. Август 2006.

Маршруты 6Б к. с. на 2007 год.


Стена Энгельса


Пик Энгельса.
Высота 6510 м.
С северной стороны пройдено три маршрута 6Б кат.сл.,
по восточному ребру проходит маршрут Кустовского, 6А кат.сл.

Час ночи. Мы в «УАЗике». Он заглох. Пешамбе просит нажать на газ, я на переднем сиденье, у меня в руках тарелка с жареным мясом и лепешкой, я наклоняюсь и жму на педаль, Пешамбе крутит Кривой Стартер, сзади Мамачо протягивает местной «водки», Руст уже выпил. Сегодня мы пришли из-под горы и едем забирать наших женщин из ущелья Ниспар…


Закат со стены

За двадцать два дня до Этого…

Пик Энгельса – запах Больших гор. Для нас это новое, интересное чувство. Хочется высоты, «Коммунизма» и «Победы». Светлого Будущего хочется… Приходит понимание необходимости более серьезного отношения к акклиматизации. Первый тренировочный выход продемонстрировал нам это наглядно: чуть-чуть перестарались – получайте еще один день отдыха.
Базовый лагерь на высоте 3800 м. Радист Мирошина Валерия и доктор Евгения Жадовская сильно мучаются, высота…
Вокруг большое пространство, широкая долина, очень красиво.
Заезд, как всегда, интересен и непредсказуем. Когда начался Первый Акт замечательной пьесы в исполнении водителя Эдика с известным названием «Мы Договаривались Не так Я Дальше Не поеду» мы улыбались и аплодировали. Второй Акт – «Вытаскивание Наших Вещей Водителем» нам не понравился, игра была без огонька, поэтому, уже серьезно поговорив с ним, используя шантаж и угрозы, заставили доехать до конца. Как иногда эффективна простая физическая сила…


Путь к стене

За шестнадцать дней до Этого…

…Начало маршрута смотрелось ужасно: ледовая горловина, зажатая висячими сераками, которые часто осыпаются. Поэтому решили понаблюдать день и, как оказалось, не зря.
Ночью грохнуло рядом с маршрутом. Через день вышли: чем ближе подходили, тем больше поражали размеры и масштабы. Вылезать на лед пришлось по стенке бергшрунда, текло много воды, веревки намокали. Все время с напряжением наблюдали за сераками наверху, стараясь двигаться быстрее. Недалеко от безопасного места сыпануло…
Крик сверху, ребята за камнем, в относительной безопасности. Я же на середине веревки, на открытом льду. Вот ледяные, плоские глыбы лениво, как бы нехотя начинают катиться в мою сторону. Подпрыгивая на неровностях, глыбы принимают вертикальное положение, раскручиваются как диски от пил и резко набирают скорость…


Прохождение ледовых сераков

Теперь главное — не ошибиться: внимательно смотрю и уворачиваюсь, резво уходя влево с основного пути падения льда. Метров через тридцать меня им уже не достать, здесь выброс адреналина доходит до организма, наблюдаю за этим с интересом и облегчением.
Боевые товарищи, посмотрев после обвала вниз, обнаружили меня очень сильно в стороне от маршрута.

Движение по бергшрунду было долгим, снега было очень много и на скалы мы выбрались только через два дня. Работали в куртках из софтшела Pro Shell M фирмы Red Fox, им снег и дождь не помеха.

Дальше краткая информация по прохождению:


Бергшрунд

Два дня мы потратили на подход под «лапу» (контрофорс в форме лапы): очень много снега. Еще два дня — движение по самой скальной «лапе»: рельеф виден плохо, много льда. Работаем в режиме «гусеницы», вытягиваясь, насколько возможно. Первая двойка обрабатывает маршрут почти автономно. Здесь стена еще простреливается камнями и нужно быть очень внимательным.


Маршрут, тяжелая работа.

Второй взлет. Включает в себя непосредственно «ключ» маршрута: 300 м сложного лазания, нависающая стена, минимум рельефа, преодоление двух карнизов. После этого — 150 м скал попроще.
На прохождение «ключа» потратили три дня и еще день на относительно простые скалы. Чуть-чуть отвлекусь: когда получали консультацию у Виктора Александровича Солонникова, он говорил о том, что почти весь маршрут они пролезли в скальных галошах. В наших погодных условиях первый надевал туфли только один раз, пролез две веревки, все остальное время работал в кошках с ледовыми инструментами.
Третий взлет. Прохождение разрушенного пояса, еще около 400 м скал, выход на гребень на маршрут Кустовского. Разрушенный пояс одолели за два дня, еще два дня вылезали на гребень.


Боевые товарищи

Гребень. Он представляет собой местами острый перемерзший гранулированный фирновый «нож», отсутствие нормальной страховки напрягало очень сильно.
Вершина – снежный купол, очень сильный ветер.
Температура около -15-20 С. Спасали легкие и компактные, но еще и теплые пуховки Red Fox, на маршруте мы их не снимали.
Еще интересные моменты и мысли возникли по маршруту и рельефу на нем. Дело в том, что маршрут прокладывали в 1971 году. В то время были только крючья и иногда деревянные клинья. Сейчас мы использовали снаряжение Black Diamond – камалоты и скальные крючья-«топорики». Первопроходцы не очень жаловали широкие трещины ввиду отсутствия предметов страховки, мы же использовали в них камалоты с огромным удовольствием. Но чаще маршрут проходил по скалам, где нет хорошего рельефа и несколько метров приходилось лезть, осознавая невозможность постановки надежной точки. Здесь нас выручали «топорики» Black Diamond. Достаточно глухой трещины глубиной около двух сантиметров, чтобы организовать сносную точку страховки.


Ночевка

Поэтому иногда линия нашего восхождения проходила параллельно первопроходу, в нескольких метрах, учитывая эти условия. Конечно же легче от этого не было, просто было по-другому.
Вершина встретила нас сильным ветром и морозом, все как в Большом альпинизме: пять шагов и отдых на пол-минуты. Видимость была не очень и было, конечно, трудно ориентироваться на широком снежном поле.


Вершина уже за спиной…

Заночевали немного ниже вершины в сторону спуска.
Было усталое ощущение победы: залезли… и раздумья о спуске: куда лучше?

За два дня до этого…

…Спуск проходил в соседнее ущелье по огромному ледопаду, перепад около двух километров. Это был очень сложный и очень опасный спуск. Я много где спускался, но такое было впервые. Когда мы на третий день после вершины спустились наконец в безопасное место на леднике, долго не могли поверить своей удаче и везению.
Но вот мы внизу, наш провиант кончился еще три дня назад, поэтому бульон из «медвежьего жира» – это в аптечке такая мазь от ожогов — и вниз.
Нас ждут и за нас волнуются наши женщины! Еще бы как-то пройти 25 километров до ближайшего поселка, где живут друг Мамачо и водитель от бога (Аллаха) – Пешамбе. И, наконец, поесть мяса…

Мучило одно: в голове не умещалась вроде бы небольшая, компактная, миниатюрная мысль. Она звучала просто: «Мы зашли?.. Мы смогли?…»


Спуск в ад

Генеральный партнер экспедиции – RED FOX
Outdoor-центр «Трамонтана»
BLACK DIAMOND
«Альпиндустрия», Санкт-Петербург

.