От Калуги до пика Евгении Корженевской. Часть 1 / Горы Мира. Памир /
Авторы: Алексей Иванов, Екатеринбург. Владимир Петлицкий, Калуга
Часть 1
Описание маршрута на СЗ Памире пос.Девшиар — пер.Белькандоу — ущ.р.Сугран — пер.Обходной — пер.Томаша — лед.Хадырша — пер.Курайшапак — ущ.р.Шапак — лед.Фортамбек — пер.Запасной — западный гребень массива п.Е.Корженевской — п.Е.Корженевской — южный гребень п.Е.Корженевской — МАЛ поляны Москвина, пройденного Владимиром Петлицким (г.Калуга) и Алексеем Ивановым (г.Екатеринбург) с 18.07.12 по 23.08.12.
знания о высокогорных массивах»
Цель, обозначенная в уставе
Немецко-Австрийский Альпклуба [31].
За вековую историю со дня его открытия на пик Евгении Корженевской проложено 17 альпинистских маршрутов (подробнее см. раздел 5.):
|
Рис.01. Расположение основных хребтов массива п.Е.Корженевской и направления первопрохождений (обозначены фамилией руководителя и годом реализации).
Большинство маршрутов на вершину начинаются с ледников Москвина и Солдатова. Даже СВ склоны массива, над ледником Мушкетова, характеризуемые самим Н.Л.Корженевским как «непреодолимые», «с боями и потерями», всё же пропустили два первопрохождения. А вот, со стороны ледника Фортамбек, реализован только один путь.
Это путь первовосходителей («Угаров’53») с северо-запада, через ледник и перевал Корженевской. В техническом отношении он прост, но в своём первозданном варианте редко посещаем. Более чем за полвека его существования нам известны всего три повторения этого маршрута:
- 1966г. двумя группами ЦСКА и ТуркВо [29],
- 1979г. сборной инструкторов МАЛа (8 человек, А.Г.Овчинников-рук., А.В.Севастьянов, ?-врач, …) с «Поляны Сулоева» (дошли до высоты 6700м, из-за непогоды вынуждены были вернуться [5.2.]) и
- 1989г. новосибирскими туристами под руководством В.А.Юдина, в рамках траверсов памирских семитысячников [28].
Низкая посещаемость первовосходительного пути объясняется, прежде всего, сравнительной удалённостью от базовых лагерей района. Кроме того, вход с лед.Фортамбек лежит через некомфортное узкое скальное ущелье с ручьём (получившем прозвище «канализация»), после которого следует камнепадоопасный подъём на нижнюю ступень ледника Корженевской.
Есть ли альтернативные варианты захода на путь Угарова?
«Да», — ответили в 1969 году днепропетровские альпинисты под руководством А.Зайдлера, выйдя на «угаровский маршрут» с ледника Мушкетова через перевал и пик Бабушкина (см. раздел 5.1.4.).
С другой стороны, а именно с южной, верхняя часть маршрута Угарова видится так:
|
Ф.00. Вид на профиль западного гребня массива п.Е.Корженевской с юга (с левого борта лед.Вальтера). 27.07.2012 10:23
Рис.02. Массив п.Е.Корженевской с высотными изолиниями из космоса (получено с помощью ресурсов Google Map). |
С этого ракурса (Ф.00.) нас заинтересовала возможность западного подхода к узловой вершине гребня, на которую первовосходители поднимались с севера (п.Угарова, Рис.02.).
Но для начала, необходимо найти оптимальный вариант подъёма на сам западный гребень массива.
Для теоретического решения этой подзадачи нами использовался следующий картографический материал:
- Километровки J42-36&43-25_для_OziExp,
- Схемы В.Ляпина склейка,
- Google Map склейка
- Google Earth
- Визуальной основой стали несколько относительно качественных и информативно насыщенных фото, приведённых ниже:
|
|
|
Анализ карт и этих фото в сочетании с материалами двух туристских отчётов [27] и [28] позволил нам сделать вывод, что западное ущелье перевала Запасной (Ф.04.) и его южный борт могут не слишком сложным путём вывести на Западный гребень массива, неподалёку от его конечного, самого западного форпоста пика 5914м. Между собой и здесь в отчёте мы называем его пик Калуга (небольшая такая «Калуга» в_окружении двух таких больших столичных пиков, Ленинград и Москва).
Попутно было выдвинуто предположение об орографической неточности на хребтовке В.Ляпина в районе вершины 6382м:
Рис.03. Высота 6382м на схеме В.Ляпина, на наш взгляд, ошибочно привязана к узловой вершине, стыкующей северный «гребень Угарова» с западным гребнем массива пика Е.Корженевской. |
Рис.04. Предполагаемая нами из анализа реальная орография района вершины 6382м. (см. Ф.112. и Ф.121.) |
В результате, была выбрана примерная траектория возможного варианта восхождения на п.Е.Корженевской с запада, от ледника Фортамбек (рис.01., серая линия). Интригу к такому прохождению добавило наблюдение первопроходцев перевала Запасной [22] на его седловине: «Внизу под нами лежит л.Корженевской. Оказалось, что наша карта в этом месте не точна, и ледник Корженевской имеет всего один сток. … Здесь же ледник (Корженевской) отделяет (от ледника Фортамбек) гребень высотой около 4700 м, идущий от в.5117 м на юго-восток к гребню, отходящему на юго-запад от в.6701 м. На гребне следы альпинистов, уходящие вправо к в.6701 м.».
Под в.6701м в отчёте Л.Директора понимается узловая вершина, называемая нами п.Угарова. (Названия, которыми мы обозначаем здесь некоторые вершины массива п.Е.Корженевской, в определённой степени условны и служат альтернативой их идентификации по высотам, вариативным в разных источниках.). Название самому перевалу Запасной было присвоено [28] новосибирской группой под руководством В.Юдина, совершившей в 1989 году подъём на п.Е.Корженевской по пути Угарова’53. (В их планах ущелье и перевал москвичей’80 был альтернативным вариантом выхода на лед.Корженевской, в случае непроходимости ущелья «Канализация»).
В разговоре с Леонидом Бенциановичем мы уточнили характер упоминаемых «следов альпинистов». Это были скальные крючья, обозначающие чей-то подъём (и/или спуск) по серии жандармов, ведущих на западный гребень массива п.Е.Корженевской. Состоялось ли это восхождение или закончилось неудачей, нам не известно (наши предположения высказаны в п.8.). Но наш замысел оказался уже кем-то задуманным и, как минимум, с попыткой осуществления.
Реализацию и проверку своих теоретических изысканий и планов мы наметили на сезон 2012 года.
Кроме главной идеи в наш план были включены:
пеший подход к лед.Фортамбек
вертолётная заброска основного груза
акклиматизационный выход, совмещённый с разведкой и возможно частичной обработкой подъёма на западный гребень массива п.Е.Корженевской с лед.Фортамбек по склонам пер.Запасной
свобода выбора пути спуска с п.Е.Корженевской, в зависимости от самочувствия и погоды на вершине.
Переезд из Душанбе в Девшиар (Девсиар) мы осуществили в 3 этапа.
Первый этап – подготовительный. Наш давний душанбинский друг Рано Умаровна Сабирова оформила нужные документы за день. Под нужными документами понимаются:
- регистрация (для беспрепятственного передвижения по территории Таджикистана в течение полутора месяцев)
- право на пребывание в заповеднике в течение 5 дней (чтобы не давать повода для поборов в Белькандоу)
- пропуск в погранзону. Несмотря на титанические усилия этот документ оформить не удалось, т.к. в Душанбе не смогли разобраться, есть ли там вообще погранзона!!!. Посему такой пропуск решили оформлять у начальства погранотряда в Джиргитале.
Кроме того, мы сделали все докупки, после чего сдали большую часть вещей для вертолетной заброски Юре Ермачеку (на тот момент представителю Рано Умаровны). Цена вопроса – 3 евро за 1 кг (мы забрасывали 60 кг). Также – снабдились газом (12 баллонов фирмы Ковея). Цена: 10 евро за баллон.
|
Второй этап – трансфер до Джиргиталя (около 250 км по хорошей «китайской» дороге). Для этого на стоянке таксистов под кодовым названием «Док» мы договорились о 600 сомони за машину (это около 100 евро. Переплатили, обычно за «салон» берут 400 сомони) и в 23 часа выехали из Душанбе. В Джиргитале мы оказались около 4-х утра. Водитель (Джамшут) высадил нас прямо на взлетной полосе аэропорта, где мы и дождались рассвета, лежа на ковриках в спальных мешках под открытым небом.
Третий этап – трансфер до Девшиара (около 130 км по дороге типа «так себе»). Тут даже искать ничего не пришлось. Около 7 утра к нам подошел начальник аэропорта (Усман Али) и предложил услуги посредника. По его словам обычно за данный трансфер просят 100 «баксов» — но мы решили, что больше 50-ти не дадим и первый же водитель сразу согласился (это около четверти его месячной зарплаты).
По пути мы заехали на погранзаставу Джиргиталя, оформить пропуск в погранзону. Было около 8 утра. Сначала с нами общался дежурный боец. Затем, некий мужчина в тренировочном костюме (как выяснилось позже, начальник заставы). Он забрал наши документы, включая листок с маршрутом, и скрылся за воротами. Спустя 10-15 минут вернул документы. На вопрос «А пропуск?» ответил: «Скажите, что я разрешил». И ворота закрылись…
На полевую заставу под Девшиаром мы добрались часов в 12. Возникла некоторая заминка у покосившегося (уже 2 года как) моста за посёлком Мук через реку Шагаза (Ф.05.). Но и тут нам повезло, в Девшиар везли на праздник барана, которого на правом берегу ждал местный УАЗик (Ф.06.). Поэтому идти до Девшиара пешком не пришлось. Доехали прямиком до заставы.
|
Строгие нравы местных пограничников нам известны еще с 2009 года [32]. Тогда сутки пришлось потратить для очного извещения начальства в Джиргитале о целях нашего визита. Поэтому с некоторым трепетом мы объяснили начальнику заставы, что некий мужчина в трико уже проверил в Джиргитале наши документы и велел передать, чтобы нас пропустили… Каково же было наше удивление, когда после получаса телефонных переговоров лейтенант вышел и коротко сказал: «Так и есть». Пропуск сработал!!!
Т.к. время перевалило за полдень, решили заночевать в рощице на окраине кишлака. Население вело себя дружелюбно. Да и немногим мы были интересны, в кишлаке проходил большой праздник. Вечером к нам подходили наши старые знакомые [33] Юсуф (житель кишлака Кандоу, хозяин пастбищ за Суграном, кроме того, с этого года он стал официальным представителем «Национального Парка» района) и Салим (житель кишлака Девшиар). Выяснили у них, что в Кандоу живёт 5 семей, а в Девшиаре — 15, а так же значение названия видимого отсюда перевала: Бель — хребет, Кандоу — иссякший источник.
Утром, начался наш поход в МАЛ.
|
На Рис.05. показаны варианты относительно простых путей подходов к поляне Москвина. Наш путь (красная линия) предполагает прохождение четырёх перевалов. Оранжевая линия позволяет обойти два первых перевала правым берегом р.Муксу и переправиться по тросу на её левый берег в районе ущ.р.Хадырша. От сезона к сезону состояние тросовой переправы может быть различным и это следует уточнять ещё до выхода на маршрут. Кроме того, правобережные тропы проложены по крутым конгломератным сбросам. Путь этот без преувеличения опасен, особенно с грузом, хотя и позволяет сэкономить, как минимум, один день. Вариант, показанный синим цветом, позволяющий обойти перевал 2А к.с. низами, пройден нами в 2006 году и подробно описан в [33]. Он, несомненно, интересен с точки зрения исторического экскурса по тропам первых памирских экспедиций. Но по трудоёмкости, а главное, из-за непредсказуемости состояний множества речных прижимов, сопутствующих этому маршруту, вплоть до непроходимости некоторых из них, делают путь по красной линии более предпочтительным.
3.1. Перевал Белькандоу (Цаталь, н/к, 3215м)
РАССТОЯНИЕ: 11КМ
ПЕРЕПАД ВЫСОТ: 2111М — 3396М — 2611М
ВРЕМЯ В ПУТИ: 1 ДЕНЬ
Тропа на перевал начинается на окраине кишлака Кандоу, который расположен на левом берегу р.Муксу в 5 км выше посёлка Девшиар (Ф.07.).
|
|
||
Ф.08. На перевале Белькандоу с местным экскортом. Стрелкой отмечен следующий перевал Обходной. 18.07.2012 14:33 |
||
|
||
Ф.09. Обратная ЮВ сторона перевала Белькандоу. Снято с подъёма на пер.Обходной. 19.07.2012 08:55 |
Через сотню метров после подъёма из поймы р.Иргет можно сворачивать направо с дороги и подниматься по сухому (как правило) руслу ручья. Тропа явно выраженной становится лишь на склоне, внизу же её надо поискать.
Сначала тропа резко набирает высоту, затем выходит на пологую террасу. Далее после арчёвника опять крутой набор, вплоть до живительного родника. Под ним расположен кош. Здесь группы обычно останавливаются на обед. Нас гостеприимно пригласили и простодушно накормили местные жительницы. До седловины перевала предстоит еще длительный пологий набор, причем воды на седловине нет.
При спуске на восток лучше пройти полутраверсом верхнюю треть склона на юг, и там найти тропу, идущую вдоль русла ручья. Спуск сразу на восток по кажущейся короткой траектории может вывести на скальные сбросы.
Через пару часов спуска достигаем долгожданной зелёной поляны с чистейшим и полноводным ручьём. На ней и останавливаемся на ночлег.
3.2. Перевал Обходной (1Б, 3821м) — перевал Томаша (н/к, 2860м)
РАССТОЯНИЕ: 12КМ
ПЕРЕПАД ВЫСОТ: 2589М — 3821М — 2860М
ВРЕМЯ В ПУТИ: 2 ДНЯ
Подъем
От зелёных стоянок левого берега р.Сугран возвращаемся минут 10-15 вдоль плато вниз по течению, и в каменистых россыпях среди высокой травы находим тропку, круто и извилисто спускающуюся к мосту (Ф.10.), перекинутому через теснину ущелья р.Сугран (Ф.11.). Если не знать, что тропа точно есть, то на верхнем плато можно и усомниться в её существовании до тех пор, пока совершенно неожиданно на неё не вступишь.
|
Мост в хорошем состоянии (Ф.10., Ф.11.). Тропа продолжается и за ним. Движемся по ней уже вверх по течению, пока через «ходку» и несколько каменных распадков не достигаем подножья зелёного пандуса (по стрелкам Ф.10.). Здесь тропа резко взлетает вдоль густо озеленённого ручья на высокую правобережную терассу ущелья р.Сугран.
По террасе мы быстро вышли на верхнюю границу леска, набирая высоту в сторону перевального кулуара (Ф.12.). Началась «великая сушь». После террасы воды не будет, вплоть до спускового кулуара. Зная это, мы впрок запаслись достаточным (2Х1,5 литра) количеством воды.
|
||
Ф.12. ЮЗ склоны пер.Обходной. 19.07.2012 08:54 | ||
|
||
Ф.13. СВ сторона седловины перевала Обходной. 19.07.2012 15:35 |
Сам кулуар просматривается хорошо, чего нельзя сказать про путь к нему. Если двигаться к кулуару кратчайшим путём по азимуту, то придётся перелезать несколько глубоких оврагов (селевых промоин), которые не видны из-за травы и стланика. Разумнее набирать высоту по дуге, с заходом справа и заключительным легким траверсом в перевальный кулуар. Возле первого снежника, существование которого подчеркивает уникальную снежность сезона’12, перекусили.
Выход на седловину безопасен, но весьма утомителен.
На седловину мы вышли в пятом часу местного времени (Ф.13.).
Северо-западнее от места выхода недолгим траверсом скального перевального гребня можно дойти до обширных со снегом площадок под бивак. Но мы решили потратить остаток дневного времени на спуск, в надежде найти площадку ниже.
|
|
Спуск
30 минут движения вниз по кулуару (Ф.14. и Ф.15.) привели нас к небольшому скальному балкончику (Ф.16., Ф.18.). На нём мы, как смогли, сочинили место под одну палатку. Получилось тесновато и «косовато», но вода почти рядом и не опасно в случае схода камней.
Утром (20.07.12) через пять минут хода обнаружили ниже ещё кем-то выровненные площадки уже под две палатки.
|
Дальнейший спуск по кулуару (Ф.16.), маневрируя с борта на борт или прямо по руслу ручья, местами перекрываемого ещё не стаявшими снежниками, подводит к сбросовой ступени, помеченной сверху колоритными «бараньими лбами» (Ф.17.). В 2009-м мы вешали на_них спусковые перила, а нынче без особого риска обошли их справа по конгломератному спуску.
|
Спустившись к основанию «лбов», начали набирать высоту по правому борту кулуара на разделительный гребень (Ф.16., на Ф.17. отмечено стрелкой «сюда ходи»). Это — ключевое место, позволяющее своевременно выйти из основного перевального кулуара (Ф.18.), имеющего в своей нижней части серию дюльферных сбросов. Перевалив здесь через правый гребень, мы продолжили спуск в долину Муксу уже по его восточным склонам (Ф.19.). Спуск по ним вариативен, сначала по щебню на конгломерате, потом по травянистым бортам разбегающихся веером кулуарчиков… При выборе своего пути мы больше полагались на интуицию и везение. В результате удалось спуститься, миновав все сбросы, исключительно по травяным островкам.
Ф.18. Вид на СВ кулуар пер.Обходной с эвакуационной седловинки его правого борта. 20.07.2012 10:35 |
Ф.19. Вид с той же седловинки на восток, в долину р.Муксу. 20.07.2012 10:36 |
Ещё через два часа спуска по высокой траве, с умело маскирующимися в ней камнями, мы добрались до гуманной тропы левого берега Муксу. Она быстро привела нас к глубокому каньону с небольшим, но чистым ручьём, стекающим с г.Иргет. Здесь мы отдохнули и пообедали.
После обеда сделали длинную ходку с небольшим подъёмом и крутым спуском до реки Кандима. Место «перепрыга» 2006 года нынче нам не приглянулось. Решили отложить выбор способа и места переправы на утро, по малой воде. Так что, делаем полудневку.
|
Через пару ходок плавного подъёма по хорошей тропе поднялись с одним привалом на перевал Томаша (Ф.21.).
Утром Кандима была не столь пениста. Спустились вниз по течению, выбрали приемлемое место и организовав маятниковую страховку, перешли реку вброд (Ф.20.). Тут же у переправы оказалась едва заметная тропка, поднимающаяся на плато правого берега Кандимы (снизу она обнаруживается «не вдруг», а выше проходит между кустов и деревцами).
|
Спусковой серпантин к р.Хадырша, как всегда требовал предельной осторожности. Потенциальная глубина падения (Ф.22.) не располагает здесь оступаться. В двух местах, где опора под ногами становилась совсем эфемерной, мы не поленились накинуть на кусты спусковые перила.
Вода в р.Хадырша мутная, но часто встречаются отфильтрованные ручейки. После обеда у одного из них мы быстро проскочили по кромке левого берега (местами необходим продольный брод) до языка лед.Хадырша (Ф.23.).
|
3.3. Ледник Хадырша — перевал Курайшапак (2А, 4512м) — ледник Фортамбек
РАССТОЯНИЕ: 17КМ
ПЕРЕПАД ВЫСОТ: 2860М — 4512М — 3277М
ВРЕМЯ В ПУТИ: 3,5 ДНЯ
|
|
На ледник выбрались по его левому моренному выносу. Далее долгим диагональным пересечением нижней зачехлённой и холмистой части ледника (Ф.24.) перебрались в его правый карман, на озеленённой и местами болотистой площадке которого, мы разбили очередной бивак (Ф.25.).
В левой части Ф.24. виден участок подъёма на альтернативный обход пер.Томаша, ведущий в долину р.Кандима. На схеме В.Ляпина в этом отроге нанесён пер.№32 1А, ок.3460м, но этот «облаз» расположен значительно севернее (полностью виден на Ф.29.), пройден группой Д.Шаповалова в 2006 году [22] и описан ими как н/к с высотой 3300м.
|
|
От места стоянки, обогнув по верхним терассам правого борта ледника Хадырша трапециевидный озеленённый отрог (хорошо виден на Ф.25.), вошли в каменное русло мелководного ручья (Ф.26.). Через ходку по нему и ещё пару ходок после выхода из русла на правый борт по некрутой морене поднялись (Ф.27.) в перевальный цирк (Ф.28.). На скалистой полке под началом СЗ взлёта перевала Курайшапак (Ф.31.) мы организовали очередной бивак, оставив прохождение камнепадоопасного перевала на завтра, заодно, поощрив себя полуднёвкой.
|
|
|
Для полноты картины отразим здесь и Южный вариант перевала Курайшапак, из опыта его прохождения В.Петлицким в 2009 году (Ф.29., Ф.30., Ф.32.).
В сравнении с классическим перевалом сложности он той же, на 100 метров выше, но с меньшей вероятностью камнепадоопасности. |
|
|
На следующий день было тепло, и ещё до того, как кулуар попал под солнечные лучи, снег уже начал «киснуть». Довелось наблюдать (благо, со стороны) несколько небольших камнепадов и один весьма впечатляющий. Пришлось применить здесь весь возможный арсенал осторожности:
- ранний выход
- режим: один идёт, другой наблюдает
- подъём под прикрытием скал (левых по ходу) по их границе со снежником.
На уровне верхней лучевой развилки снежника какие-либо прикрытия заканчиваются. Из каждого «луча» может выскочить твой «дарящий покой». Этот ~100-метровый снежный 30о-й участок преодолевали по одному, в бодрящем темпе скайранинга. Видимо, принятые меры предосторожности позволили нашей группе собраться на седловине и пообедать там в полном составе (Ф.32.). Отметим, что
|
|
Противоположный ЮВ склон перевала был полностью свободен от снега. Средняя осыпь, местами «лифт», особой опасности для плотно-спускающейся группы не представляет. Далее с отклонением влево по небольшому леднику выходим на морены (Ф.33.). Через 1,5 часа перехода по ним дошли до «разлива». Здесь и заночевали, памятуя, что далее ожидает длиннющий моренный спуск без воды и хороших площадок.
ЮВ склоны перевалов Курайшапак и Курайшапак Южный хорошо видны на фото, снятых позже с высоты 5350м северных склонов п.Калуга: общий план 09.08.2012_08:10 и увеличенный 09.08.2012_08:11
После речных разливов мы спускались, прижимаясь к левому склону долины, сначала по моренным валам, далее по «карманам» этих валов и в завершение — по траве, которая маскирует среднюю осыпь (Ф.34.). Чтобы окончательно спуститься к реке, стекающей с ледника Шапак, преодолеваем недлинный каньон с водопадом от ручья, пробившегося из-под «зеленой» осыпи.
|
Далее возможно 2 варианта. Мы продолжили движение вдоль левого борта реки и менее, чем через час достигли ее устья, не встретив на своем пути серьезных препятствий (например, в виде прижимов, которые бы пришлось преодолевать по воде или обходить по конгломератным бортам). В средней части этого пути расположен живописный водопад, образованный боковым притоком, а в устье – просторное место (Ф.35.) под обед или ночевки.
Второй вариант – переправиться через бурный поток р.Шапак (навесная переправа) и, спускаясь по травянистому склону, а затем через каньон бокового притока выйти к леднику Фортамбек. Этот путь значительно затратнее, поэтому имеет смысл только, если в реке большая вода и прижимы левого берега будут непреодолимыми.
|
Выход на ледник по некрутой осыпи не представляет проблем (Ф.35.). Далее мы прошли на середину ледника и продвинулись вверх, придерживаясь его центральной оси (ф.36.). Возможны варианты движения по левому и по правому «карманам» ледника, но, вспоминая собственный опыт 2006 [33] и 2009 [32] г.г., эти пути кажутся нам менее привлекательными.
|
От места выхода на лед.Фортамбек до «нашего» ущелья, находящегося за вершиной 5117м (Ф.35.), ледник зачехлен и местами изломан. Всякий раз, выбирая путь, приходилось влезать на очередной ледово-моренный вал. Не доходя до уровня ущелья «Канализация» мы сложили из плоских камней площадку под палатку, (Ф.37.).
|
расстояние: 24 км
перепад высот: 3277м — 5586м — 4353м
время в пути: 6 дней
4.1. Ледник Фортамбек — ледник Вальтера/Москвина (МАЛ) и обратно
|
||
|
РАССТОЯНИЕ: 19КМ
ПЕРЕПАД ВЫСОТ: 3277М — 4353М — 3438М
ВРЕМЯ В ПУТИ: 2 ДНЯ
С утра (25.07.12) мы быстро поднялись до уровня кулуара, ведущего на перевал Запасной. Открылась стартовая часть планируемого нами маршрута восхождения на п.Е.Корженевской (Ф.38.). Первое впечатление от встречи с «нашим» ущельем настраивало оптимистично. Воды в стекающем ручье не много. Основной снег сошел, видимо, давно и лежит медленно тающим серым конусом в устье ручья. Но самое приятное, мы не увидели в кулуаре ни самих падающих камней, ни явных следов от таковых.
Однако в видимой части кулуара не наблюдалось приемлемых площадок под гарантированно безопасный бивак, и потому мы сложили плиточное основание под АВС недалеко от входа в ущелье, на ровной части ледника. Оставив здесь палатку, неизрасходованные газ и продукты, кое-что из снаряжения, практически с пустыми рюкзаками мы выдвинулись дальше, с целью к вечеру дойти до поляны Москвина, где нас должна уже ждать вертолётная заброска.
Выше «нашего» ущелья ледник Фортамбек чуть белеет и сглаживается по центру (Ф.39., Ф.40.). Продольное движение по леднику сильно упрощается и за одну ходку мы продвинулись выше устья лед.Вальтера (Ф.41.). При поперечном смещении по Фортамбеку попадаешь в лабиринт сераков, но, «просто так» на боковой склон не выйдешь, даже преодолев и этот лабиринт. Вспоминаются здешние приключения с навесной переправой группы Филиппа Соколовского в 2006 году [34].
|
|
В нашем случае, приемлемое место выхода на левобережные морены ледника Вальтера заканчивалось ледовой 4-х метровой ступенькой вниз. Без верёвки и кошек, нам пришлось, лишь отметив это место для будущих проходов (желтая линия Ф.42.), вернуться и потратить лишний час на обход по грязевой воронке, образуемой подмытыми склонами «Пыльных стоянок» (красная линия Ф.42.) .
|
На поляну Москвина от устья лед.Вальтера возможны три пути (Ф.41):
- правым бортом ледника Вальтера, через «пыльные стоянки» и верхнюю тропу, вдоль устья ледника Солдатова
- по карманам левого борта ледника Вальтера, вдоль подножий ледника Траубе (именно так ходили мы)
- и наконец, по самому леднику Вальтера (выходя на него по правому, или левому борту реки) до слияния с ледником Москвина.
Нам больше нравится второй вариант (все четыре раза мы пользовались именно им, Ф.43, Ф.44.).
После спуска с лед.Фортамбек идём вдоль реки, вытекающей из-под лед.Вальтера, по её левому берегу до появления открытого льда. В процессе движения вдоль реки есть пара неприятных прижимов, которые лучше обходить верхом, набрав уровень выше конгломератного обрыва. После первого прижима приходиться спускаться к реке, а затем набирать снова, чтобы обойти второй, более протяженный прижим. После второго обхода к реке можно уже не спускаться, а плавно набирать высоту далее, с целью подъема в карман левого борта ледника Вальтера.
|
Подъем в карман составляет основной набор высоты из тех 800 метров, что разделяют по вертикали ледник Фортамбек и поляну Москвина. Карман очень просторный и отгорожен от ледника высоким моренным валом. Большая часть пути проходит по черным ступенчатым полям (каждая ступень – набор высоты от 50 до 100м). Пройдя два таких подъема, попадаем на поляну с разливами, зеленой травой и небольшим озерцом. За ней вторая полянка, поменьше и без озера. После второй поляны карман начинает сужаться, пока совсем не упирается в слияние ледников Вальтера и Траубе (Ф.44.).
|
Можно продолжать движение, плавно подымаясь по крупноблочной осыпи, или можно влезть на крутой моренный вал слева и идти вверх по его гребню. В первом случае, от стыка осыпи и моренного вала вдали слева уже виден МАЛ (Ф.45.), и можно пересекать ледник. Во втором случае – от тура на гребне круто спускаемся вниз на ледник и начинаем пересекать его по диагонали. Хорошим ориентиром служат видимые отовсюду склоны пика Воробьева.
|
Особых проблем при пересечении ледника мы не испытали, проделывая это 4 раза, причём, всякий раз немного по-разному. Наиболее проблемная часть в финальном моренном сбросе с плоской части поляны Москвина. В живых и подвижных кулуарах этой ступени возможны спонтанные обвалы камней и кусков льда.
Вот и она, поляна Москвина!
Немного лирики.
|
Пока Сизиф спускается с горы За камнем, что скатился вновь под гору, Он может отдохнуть от мошкары, Увидеть все, что вдруг предстанет взору, Сорвать цветок, пусть это будет мак, В горах пылают огненные маки, На них не налюбуешься никак, Шмели их обожают, работяги, Сочувствующие Сизифу, им Внушает уваженье труд Сизифа Еще он может морем кружевным Полюбоваться с пеною у рифа, А то, что это все в стране теней С Сизифом происходит, где ни маков, Ни моря нет, неправда! Нам видней. Сизиф — наш друг, и труд наш одинаков. |
25.07.2012 14:39
А.Кушнер.
Стремясь в МАЛ, мы рассчитывали найти там свою заброску, душевное общение, аппетитное меню в местной столовой, прогревающую баньку… Но, чем ближе мы подходили к заветной цели, тем тревожнее становилось на душе. Вертолет был обещан 20-го июля, но как мы не напрягали слух и зрение, никаких признаков активности в памирском небе не обнаруживалось. И вся надежда была на то, что эти органы чувств нас однажды подвели (например, заглушил шум бурной реки, закрыл горный отрог…) и спасительный вертолет, пролетев незаметно над нами, доставил-таки оплаченный груз.
Придя на поляну, мы обнаружили «облом»: полное отсутствие «лагерной жизни». Тихо и пусто…
|
Но! Достаточно быстро обнаружилось, что все не так уж трагично. Обойдя уютные домики (спасибо администрации лагеря, что не закрывают их на ключ, а просто подпирают камнем поувесистей) на предмет наиболее уютного для проживания, мы обнаружили кое-какие остатки еды и прочие нужные вещи: вполне рабочий ледоруб (правда, без лопатки), несколько полупустых баллонов газа, пяток скальных крючьев, обычный столярный молоток на деревянной ручке и даже пара стальных ВЦСПС-овских ледобуров. Вдохновленные успехом, мы обошли стоянки на противоположном берегу озера и обнаружили склад из продуктовых излишков, оставленных нами же в 2009-м году.
Жизнь налаживалась!
Некоторые проблемы, впрочем, остались. Высотные ботинки, пуховка, пуховый спальник, инструмент, газ и много ещё чего полезного не долетело к нам с заброской. Траверс при таком раскладе представлялся маловероятным, даже радиальный выход уже ставил под сомнение беззаботное возвращение в Девшиар (главным образом, из-за газа). Как выяснилось позже, планам Рано Умаровны и завязанным на них помимо наших, планам больших екатеринбургских сборов Ю.Ермачека, помешали события в районе ГБАО, произошедшие сразу после нашего прохождения погранзаставы в Девшиаре. Вся техника была мобилизована, а запланированные рейсы отменены.
Не смотря на значительную недоукомплектованность, мы все же решили провести акклиматизационную разведку заветного цирка. А там посмотрим и в случае пешей эвакуации из района, придётся обойтись несколько дней без горячего.
Выход назначили на 27 июля – в этот день на поляну должен был прилететь вертолет по версии фирмы «Памир Пикс», аккредитованного хозяина этих мест. Утро выдалось солнечным, погода была явно лётной, но до полудня «волшебник в голубом вертолете» так и не появился…
И мы пошли в разведку.
(В итоге, первые вертолеты доставили людей и грузы только 29-го июля. Их полёты над Фортамбеком мы с радостью наблюдали, считая количество рейсов, находясь уже под перевалом Запасной.)
4.2. Ущелье перевала Запасной (2Б, 4788м)
|
РАССТОЯНИЕ: 2КМ
ПЕРЕПАД ВЫСОТ: 3438М — 4285М
ВРЕМЯ В ПУТИ: 1 ДЕНЬ
Утром 28 июля по конусу слежавшегося снежника мы вошли в ущелье перевала Запасной (Ф.47.).
Ручей в нём небольшой и позволяет посуху переходить себя с берега на берег. Первую ходку «пробегаем» между внушающими трепет, высокими бортами ущелья. Во время трёх наших прохождений кулуара падения камней не было. Тем не мене, мы бы не рекомендовали ходить здесь в условиях дождя и сразу после него. Выше характерного камня «козырёк» (3615м, обозначен стрелкой на Ф.48.) теснина заканчивается, и ущелье постепенно расширяется (Ф.49.), принимая справа по ходу серию широких осыпных кулуаров (Ф.50.).
|
Ф.49. В ущелье пер.Запасной. Вид вниз. 28.07.2012 10:58 |
Ф.50. С той же точки вид вверх. 28.07.2012 10:59 |
Далее, преимущественно по левому борту с несложными для подъёма взлетами (Ф.51.), ещё до захода солнца мы поднялись под запирающую ущелье скалу, с природной и мистической номограммой в виде явно выраженной буквы «U» (Ф.52.). Здешний скальный «балкон» (4285м, 39° 3’42.95″С 71°56’38.51″В) послужил нам трижды для удобных и безопасных ночёвок, (Ф.53.).
Ф.51. Вид вниз через две ходки подъёма после места на Ф.49 и Ф.50. 28.07.2012 12:40 |
Ф.52. Наверху, между водо- и снего- падами замаячила мистическая буква «U». 28.07.2012 13:41 |
|
02.08.2012 08:05
Место «U-никальное» своим природным явлением, доселе нами не встречаемым. Слева вверх — «водопад-вульгариус» (Ф.54.), а справа,… даже сложно подобрать достойное явлению слово… снегопад, точнее снегосброс. Описывать феномен можно долго и в красках, но лучше посмотреть на него в динамике (В.01.). Длительные, до получаса сбросы снега, за время своего здесь пребывания, мы наблюдали трижды. Снежный поток не прерывается и между его массовыми сходами. Небольшой «струйкой» он продолжает течь в аккумулирующее каменное ложе, где постепенно нагретыми за день скалами перетапливается в воду. Источником этого снеготока являются северные склоны пика Калуга, а точнее, их кулуар с нижним ледопадом (Ф.53.).
Зона таяния сбросов верхнего ледопада, формирующая наблюдаемый слева от «U-никальной стоянки» водопад, находится этажом выше, на который мы поднимались и с которого спускались без использования верёвок (см. траекторию на Ф.54.) по наклонным продольно гофрированным плитам (Ф.55.).
Ф.54. Путь подъёма от «U-никальной стоянки» вдоль левого водопада. 28.07.2012 17:05 |
В.01. Работа «U-никального снегостока» … и так, минут 30. 28.07.2012 17:17 |
Ф.53. Фрагмент Ф.04. с метками. |
|
В одном из отчётов [21] приведена следующая петрография массива пика Корженевской: «В отношении геологического строения, массив пика не представляет собой единого целого. Здесь наблюдаются в нижних обнажениях метаморфические сланцы, в верхних — сложные известняково-сланцевые породы, включения интрузивных пород. Указанные особенности геологического строения прямо связаны с интенсивностью процессов денудации».
Причудливые формы и меандрирующая слоистость местных скал, есть результат их тектонических формирований, но, в процессах денудации заметно и воздействие древнего ледника.
На Ф.56. (и особенно сверху издалека на Ф.63.) видно, что западный цирк перевала когда-то был ложем большого ледника, стекающего, очевидно, с северных склонов западного гребня массива п.Е.Корженевской. Верхние остатки тех льдов продолжают висеть над цирком перевала и сейчас (Ф.53., Ф.59.).
4.3. Акклиматизационный выход на уровень 5600м северного склона западного гребня массива п.Е.Корженевской
РАССТОЯНИЕ: 2,5КМ
ПЕРЕПАД ВЫСОТ: 4285М — 5586М
ВРЕМЯ В ПУТИ: 3 ДНЯ
В начале дня (29.07.12) произошло радостное событие – над ущельем раздался рокот приближающегося вертолета! Через некоторое время мы увидели и сам вертолет! Теперь мы точно знали, что на поляне к нашему возвращению гарантирована баня, столовка и даже возможно наши 60 кг бесценного груза!
Выше запирающей ступени кулуара нас встретил широкий цирк перевала Запасной, принимающий с юга протяженные снежные полосы между скальными грядами (Ф.57.). Это, как и ожидалось, зона абляции сбросов с верхних северных снегонакопительных склонов западного гребня массива. Свежие прочёсы на снежниках демонстрировали текущую активность этого процесса.
|
|
Ф.58. Пересечение первого снежного выноса. 01.08.2012 15:22
|
Первый и самый мощный снежник мы пересекли в пологом месте, внизу на выкате (Ф.58.) и к полудню вышли к небольшой осыпной гряде разделяющей пройденный и следующий вынос (Ф.59.). Далее подъём на юг становится круче и необходимо осмотреться.
На этом безопасном гребешке (4810м, 39° 3’53.64″С 71°57’17.06″В) для оценки текущей лавинной обстановки мы устроили полуднёвку. За оставшихся полдня справа и слева прошуршали две лавинки. По уже пройденному снежнику небольшой поток снежных окатышей остановился аккурат выше оставленных нами следов. А более мощная лавина слева продемонстрировала, что основной снеготок проходит по дну «корыта», с приличным зазором от боковых скальных бортов. Этот факт мы учли при своём подъёме на следующий день (Ф.59.)
|
С утра мы по-быстрому пересекли вчерашний восточный лавинный вынос и вдоль кромок пунктирно прерывающегося скального контрфорса, выбрались на очередной «остров безопасности» (Ф.60., Ф.61., 5148м 39° 3’52.88″С 71°57’34.81″В). От него до следующих выходов скал час подъёма по снежному едва выраженному гребню. За снежником вновь подымаемся вдоль выходов скал, уже общих, как для нашего контрфорса, так и для южного гребня перевала (Ф.62.).
|
Ф.60. Панорама со скального мыса 5148м неявно выраженного контрфорса северных склонов п.Калуга. (Конечная точка траектории, показанной на Ф.58.) 30.07.2012 12:18
|
|
Ф.62. Верхний участок траектории, показанной на Ф.60. В верхней точке этой кривой, на уровне 5350м, место нашей следующей ночевки. 30.07.2012 14:31
|
Ф.63. Вид вниз, на западный цирк перевала Запасной с высоты 5252м. 30.07.2012 14:32
|
Пунктир этих скальных выходов в своей верхней точке выводит под участок западного гребня, где правая и левая ветви его ледопадов, не стыкуясь, вырождаются. Между ними читается широкий и протяженный снежный подъём на основной гребень. Но для этого надо подняться ещё на одну скальную гряду (Ф.65.) и эту работу мы решили оставить на завтра.
А завтра, в последний день июля, мы поднялись (Ф.66.) на верхний уровень нашего акклиматизационного выхода 5586м до стоянки, названной нами «Ласточкино гнездо» (39°3’46.58″С 71°57’51.26″В). Путь к нему впервые на этом склоне потребовал от нас применение верёвки и крючьевой страховки.
|
На крутой скальной ступеньке высотой в четыре метра удалось заложить пару промежуточных закладок и пролезть её по неприятным наклонным плиткам, прикрытых тонким слоем льда и снега. Над ступенью 30о-й фирновый склон, подводящий к монолитному скальному выходу, на котором мы организовали уже надёжную крючьевую станцию (Ф.67.).
Станцию и верёвку мы оставили для завтрашнего спуска и для нашего основного восхождения. А пока, сместившись траверсом вправо, на небольшом снежном выступе разбили свой верхний акклиматизационный бивак. |
|
|
|
Дальнейший путь на наш западный гребень в общих чертах был понятен (Ф.68.), но требовал ещё, как минимум, целого дня продавливания глубокого снега. Уже на этой высоте сказывалось отсутствие высотных ботинок, именно здесь, на высоте 5586м, свою акклиматизационную задачу мы сочли выполненной. Ночуем и вниз, в МАЛ, к ожидающей нас заброске и отдыху.
Закрепив на крючьевой станции остатки продуктов, газа и специального снаряжения, к вечеру 01.08.12 мы спустились к BC «U-никальный» (Ф.53.). Там переночевали, а 02.08.12 сбежали на лед.Фортамбек (3ч.), прошли его (2ч.) и набитым путём (6ч.) явились в МАЛ поляны Москвина точно к ужину.
|
На этот раз лагерь жил и кипел бурной деятельностью. Кто-то спускался с восхождений, кто-то собирался на них. Вернувшиеся сверху подтверждали наши наблюдения чрезвычайно большого в этом сезоне количества снега на склонах выше 5 тыс.м.
В столовой долго вглядывались в лицо одного англичанина и никак не могли вспомнить, где же мы его видели? Как оказалось позже, это был тот самый Саймон Йетс, герой книги и фильма Touching the Void, признанный и прощённый главный «альпинист-стропорез». Пешком снизу на поляну подходили различные группы (Ярославль, Архангельск). Команда «ПамирПикса» во главе с Алишером встречала всех гостеприимно, радушно и хлебосольно. Среди завезённых сюда грузов нашлась и наша заброска, перепорученная Рано Умаровной «ПамирПиксу».
Отдохнув два дня и договорившись с представителями спортивной части лагеря о сеансах радиосвязи, 05.08.12 вышли к своему ABC на леднике Фортамбек для основного прохождения пика Е.Корженевской и к 16 часам подошли к месту нашего старта. Вечером ещё раз понаблюдали за поведением подъёмного ущелья. Как и прежде всё было тихо и уже ничто не мешало нам завтра начать своё восхождение.