Пик Энгельса: Мечты о чем-то Большем. / Горы Мира. Памир /
Автор: Дмитрий Краснов, Санкт-Петербург
Стена Энгельса |
Пик Энгельса.
Высота 6510 м.
С северной стороны пройдено три маршрута 6Б кат.сл.,
по восточному ребру проходит маршрут Кустовского, 6А кат.сл.
Час ночи. Мы в «УАЗике». Он заглох. Пешамбе просит нажать на газ, я на переднем сиденье, у меня в руках тарелка с жареным мясом и лепешкой, я наклоняюсь и жму на педаль, Пешамбе крутит Кривой Стартер, сзади Мамачо протягивает местной «водки», Руст уже выпил. Сегодня мы пришли из-под горы и едем забирать наших женщин из ущелья Ниспар…
Закат со стены |
За двадцать два дня до Этого…
Пик Энгельса – запах Больших гор. Для нас это новое, интересное чувство. Хочется высоты, «Коммунизма» и «Победы». Светлого Будущего хочется… Приходит понимание необходимости более серьезного отношения к акклиматизации. Первый тренировочный выход продемонстрировал нам это наглядно: чуть-чуть перестарались – получайте еще один день отдыха.
Базовый лагерь на высоте 3800 м. Радист Мирошина Валерия и доктор Евгения Жадовская сильно мучаются, высота…
Вокруг большое пространство, широкая долина, очень красиво.
Заезд, как всегда, интересен и непредсказуем. Когда начался Первый Акт замечательной пьесы в исполнении водителя Эдика с известным названием «Мы Договаривались Не так Я Дальше Не поеду» мы улыбались и аплодировали. Второй Акт – «Вытаскивание Наших Вещей Водителем» нам не понравился, игра была без огонька, поэтому, уже серьезно поговорив с ним, используя шантаж и угрозы, заставили доехать до конца. Как иногда эффективна простая физическая сила…
Путь к стене |
За шестнадцать дней до Этого…
…Начало маршрута смотрелось ужасно: ледовая горловина, зажатая висячими сераками, которые часто осыпаются. Поэтому решили понаблюдать день и, как оказалось, не зря.
Ночью грохнуло рядом с маршрутом. Через день вышли: чем ближе подходили, тем больше поражали размеры и масштабы. Вылезать на лед пришлось по стенке бергшрунда, текло много воды, веревки намокали. Все время с напряжением наблюдали за сераками наверху, стараясь двигаться быстрее. Недалеко от безопасного места сыпануло…
Крик сверху, ребята за камнем, в относительной безопасности. Я же на середине веревки, на открытом льду. Вот ледяные, плоские глыбы лениво, как бы нехотя начинают катиться в мою сторону. Подпрыгивая на неровностях, глыбы принимают вертикальное положение, раскручиваются как диски от пил и резко набирают скорость…
Прохождение ледовых сераков |
Теперь главное — не ошибиться: внимательно смотрю и уворачиваюсь, резво уходя влево с основного пути падения льда. Метров через тридцать меня им уже не достать, здесь выброс адреналина доходит до организма, наблюдаю за этим с интересом и облегчением.
Боевые товарищи, посмотрев после обвала вниз, обнаружили меня очень сильно в стороне от маршрута.
Движение по бергшрунду было долгим, снега было очень много и на скалы мы выбрались только через два дня. Работали в куртках из софтшела Pro Shell M фирмы Red Fox, им снег и дождь не помеха.
Дальше краткая информация по прохождению:
Бергшрунд |
Два дня мы потратили на подход под «лапу» (контрофорс в форме лапы): очень много снега. Еще два дня — движение по самой скальной «лапе»: рельеф виден плохо, много льда. Работаем в режиме «гусеницы», вытягиваясь, насколько возможно. Первая двойка обрабатывает маршрут почти автономно. Здесь стена еще простреливается камнями и нужно быть очень внимательным.
Маршрут, тяжелая работа. |
Второй взлет. Включает в себя непосредственно «ключ» маршрута: 300 м сложного лазания, нависающая стена, минимум рельефа, преодоление двух карнизов. После этого — 150 м скал попроще.
На прохождение «ключа» потратили три дня и еще день на относительно простые скалы. Чуть-чуть отвлекусь: когда получали консультацию у Виктора Александровича Солонникова, он говорил о том, что почти весь маршрут они пролезли в скальных галошах. В наших погодных условиях первый надевал туфли только один раз, пролез две веревки, все остальное время работал в кошках с ледовыми инструментами.
Третий взлет. Прохождение разрушенного пояса, еще около 400 м скал, выход на гребень на маршрут Кустовского. Разрушенный пояс одолели за два дня, еще два дня вылезали на гребень.
Боевые товарищи |
Гребень. Он представляет собой местами острый перемерзший гранулированный фирновый «нож», отсутствие нормальной страховки напрягало очень сильно.
Вершина – снежный купол, очень сильный ветер.
Температура около -15-20 С. Спасали легкие и компактные, но еще и теплые пуховки Red Fox, на маршруте мы их не снимали.
Еще интересные моменты и мысли возникли по маршруту и рельефу на нем. Дело в том, что маршрут прокладывали в 1971 году. В то время были только крючья и иногда деревянные клинья. Сейчас мы использовали снаряжение Black Diamond – камалоты и скальные крючья-«топорики». Первопроходцы не очень жаловали широкие трещины ввиду отсутствия предметов страховки, мы же использовали в них камалоты с огромным удовольствием. Но чаще маршрут проходил по скалам, где нет хорошего рельефа и несколько метров приходилось лезть, осознавая невозможность постановки надежной точки. Здесь нас выручали «топорики» Black Diamond. Достаточно глухой трещины глубиной около двух сантиметров, чтобы организовать сносную точку страховки.
Ночевка |
Поэтому иногда линия нашего восхождения проходила параллельно первопроходу, в нескольких метрах, учитывая эти условия. Конечно же легче от этого не было, просто было по-другому.
Вершина встретила нас сильным ветром и морозом, все как в Большом альпинизме: пять шагов и отдых на пол-минуты. Видимость была не очень и было, конечно, трудно ориентироваться на широком снежном поле.
Вершина уже за спиной… |
Заночевали немного ниже вершины в сторону спуска.
Было усталое ощущение победы: залезли… и раздумья о спуске: куда лучше?
За два дня до этого…
…Спуск проходил в соседнее ущелье по огромному ледопаду, перепад около двух километров. Это был очень сложный и очень опасный спуск. Я много где спускался, но такое было впервые. Когда мы на третий день после вершины спустились наконец в безопасное место на леднике, долго не могли поверить своей удаче и везению.
Но вот мы внизу, наш провиант кончился еще три дня назад, поэтому бульон из «медвежьего жира» – это в аптечке такая мазь от ожогов — и вниз.
Нас ждут и за нас волнуются наши женщины! Еще бы как-то пройти 25 километров до ближайшего поселка, где живут друг Мамачо и водитель от бога (Аллаха) – Пешамбе. И, наконец, поесть мяса…
Мучило одно: в голове не умещалась вроде бы небольшая, компактная, миниатюрная мысль. Она звучала просто: «Мы зашли?.. Мы смогли?…»
Спуск в ад |
Генеральный партнер экспедиции – RED FOX
Outdoor-центр «Трамонтана»
BLACK DIAMOND
«Альпиндустрия», Санкт-Петербург