Краткий отчет о горном походе по Центральному Каракоруму. / Горы Мира. Каракорум /
Автор: Андрей Лебедев
В июле-августе 2006 года СК МАИ организовал горный спортивный поход в районе Центрального Каракорума с китайской стороны. Предлагаем краткий отчёт об этом походе.
|
|
Поскольку вход и выход из района осуществлялся по одному пути, то вход с караваном
отделён от спортивного маршрута. Отделены также предварительные радиальные акклиматизационно-разведочные
выходы с разнесением забросок. Выход из района, который проводился автономно (без
каравана) в маршрут включен. Общая продолжительность хождения под рюкзаком 46
дней, а собственно прохождения маршрута — 35 дней.
Паспорт маршрута
1 |
Район путешествия |
Центральный Каракорум (Китайская сторона) |
2 |
Вид туризма |
Горный |
3 |
Спортивная организация |
Спортклуб МАИ |
4 |
Заявленная категория сложности |
Шестая |
5 |
Количество участников |
Шесть |
6 |
Руководитель |
Лебедев Андрей Александрович |
7 |
Выпускающая МКК |
МКК ФТ России |
8 |
Сроки от Москвы до Москвы |
23.06-18.08 |
9 |
Количество дней под рюкзаком |
46 дней |
10 |
Сроки спортивного похода |
10.07-13.08 |
11 |
Продолжительность спортивного похода |
35 дней |
12 |
Длина маршрута без учёта повторного пути |
178,77 * 1,2 = 214,5 км. |
13 |
Фактически пройденный путь за 46 дней |
326,27 * 1,2 = 391,524 |
14 |
Средняя высота ночёвок в спортивном походе (за 35 дней) |
5133 |
15 |
Средняя высота ночёвок за 46 дней |
4966 |
16 |
Суммарный набор высоты в спортивном походе (за 35 дней) |
10214 м |
17 |
Суммарный набор высоты за 46 дней |
13587 м |
18 |
Максимальная высота |
6631 м |
19 |
Ночёвки выше 6000 |
6074, 6631, 6074 |
Нитка маршрута
Схема маршрута (то, что южнее Агылдавана) |
р.Шаксгам — пер. Моховой (4938,1А,п.п.) — пер. Баррикадный (3А,5564,п.п.) — пер.
Карнизный (6003,3А,п.п.) — лед. Сев. Скианг — рад. пер. В.Скианг (5579,2А) — пер.
Сев. Скианг-Чогори (5520,1Б,п.п.) — лед. Чогори — пер. Скрытный (6084, 3А, п.п.)
— лед. СЗ Скианг — пер. С.Скианг (5549,2Б) — лед. Сев. Скианг — пер. Солнечный
(5718,2Б,п.п.) — лед. ЮВ Скианг — пер. 40 лет МИЭТ (6143, 3Б, п.п.) — лед. Кхарут
— л. Гашербрум — рад. на склон Гашербрума-4 до высоты 6613 (3А, п.в.) — л. Гашербрум
— переправа через р. Шаксгам — пер. Прижимный (4763,1А,п.п.) — р.Шаксгам — пер.
Агылдаван (4805,н.к.) — пос. Илик.
Отклонения от заявленного основного варианта маршрута.
Всего было допущено 5 отклонений.
Первое отклонение — это отказ от обхода ледопада перевала Баррикадного через перевал в отроге
правого борта долины. По спутниковому снимку ледопад казался непроходимым. Но
когда мы его увидели, то он показался вполне проходимым, и надобность в обходном
перевале отпала.
Второе отклонение это обход перевала к северу от Скианг-Кангри (южнее вершины 6194) по леднику
Сев. Скианг. Причина — усталость группы. 23.07 мы перевалили через сложный перевал
Скрытный (3А), 24.07 мы перевалили через перевал Сев. Скианг (2Б), который оказался
на порядок сложнее, чем мы предполагали (1Б). После спуска с последнего перевала
у руководителя возникло ощущение, что штурм на следующий день ещё одного перевала
3А чреват неприятными случайностями.
Третье отклонение — это замена траверса вершины 6785 перевалом 40-лет МИЭТ (6143, 3Б). Причина
— запредельная сложность протяженного спускового гребня вершины 6785 (острый,
с двух сторон скальный гребень с карнизами, возможно двусторонними). Осмотр гребня
был проведён в предварительном акклиматизационно-разведочном выходе (с заброской)
на перевал В.Скианг (5579,2А).
Четвёртое отклонение — это отказ от проведения радиального выхода в полном объёме или хотя бы до
перевала 7220. Причина — высокая лавиноопасность. С 27.07 до конца похода установилась
муссонная погода. По ночам каждый день подсыпало снега. Это очень опасно, так
как в снежном покрове образуются многочисленные слои. Когда в ночь с 4.08 на 5.08
выпало около 30 см. снега, то стало совсем опасно. Сорванная на спуске доска (20
м в ширину и 25 см в толщину) подтвердила наши опасения.
Пятое отклонение — это отказ от выхода из района через долину Зуг-Шаксгама, в результате которого
мы лишились осмотра параллельной Шаксгаму долины и пары перевалов 2Б и 2А. Причина
— нехватка времени в условиях нестабильной муссонной погоды.
В следующем списке мы можем ошибаться, декларируя своё первопрохождение. Реально
все эти локальные препятствия за исключением караванного перевала Агылдаван проходились
в режиме «первопрохождения». Через перевалы В.Скианг и С.Скианг на зарубежной
орографической схеме нарисованы треки. Почти наверное они уже пройдены. Новизну
остальных перевалов следует уточнить, отдав отчёт на рецензию специалисту (возможно,
Д. Мазуру).
Список пройденных локальных препятствий
N |
Тип ЛП |
Название |
Высота |
к.т. |
Примечание |
1 |
Перевал |
Моховой |
4938 |
1А |
Первопрохождение |
2 |
Перевал |
Баррикадный |
5564 |
3А |
Первопрохождение |
3 |
Перевал |
Карнизный |
6003 |
3А |
Первопрохождение |
4 |
Перевал |
В.Скианг |
5579 |
2А |
Рад. выход с севера (рад с юга выполнена вне похода во время предварительной |
5 |
Перевал |
Сев. Скианг-Чогори |
5520 |
1Б |
Первопрохождение |
6 |
Перевал |
Скрытный |
6084 |
3А |
Первопрохождение |
7 |
Перевал |
Сев. Скианг |
5549 |
2Б |
|
8 |
Перевал |
Солнечный |
5718 |
2Б |
Первопрохождение |
9 |
Перевал |
40 лет МИЭТ |
6143 |
3Б |
Первопрохождение |
10 |
Вершина |
Гашербрум-4 |
До 6613 |
3А |
Первовосхождение |
11 |
Перевал |
Прижимный |
4763 |
1А |
Первопрохождение |
12 |
Перевал |
Агылдаван |
4805 |
Н.к. |
|
Состав группы
N |
ФИО |
Рожд. |
Работа |
Обязанности |
1 |
Лебедев Андрей Александрович |
27.07.56 |
МАИ, доцент |
Руководитель, видео-оператор |
2 |
Чижик Дмитрий Владимирович |
03.09.82 |
МАИ, ст. гр. 06-506 |
Снаряженец |
3 |
Бикчурин Рустам Рашитович |
06.10.79 |
МАИ, ст. гр. 06-505 |
Завхоз |
4 |
Жаров Андрей Викторович |
01.02.80 |
Педагог |
Фотограф |
5 |
Жданов Иван Николаевич |
01.08.73 |
ООО «Бионт», комм. Директор |
Ремонтник |
6 |
Тимошенков Алексей Сергеевич |
16.12.85 |
Студент МГИЭТ, гр. МП32 |
медик |
Календарный график
Дата |
Наименование участка пути |
Перепад высоты |
Высота ночёвки |
|
ЗАЕЗД В РАЙОН, РАЗВЕДОЧНО-АККЛИМАТИЗАЦИОННЫЕ ВЫХОДЫ, ЗАБРОСКИ |
|
|
23.06 |
Вечером отлёт из Москвы в Урумчи |
|
|
24.06 |
Вечером самолёт из Урумчи в Кашгар |
|
|
25.06 |
Закупки в Кашгаре |
|
|
26.06 |
Закупки в Кашгаре |
|
|
27.06 |
После обеда автотранспорт Кашгар-Каргалык |
|
|
28.06 |
Автотранспорт Каргалык-Мазар-Илик |
|
|
29.06 |
Илик — устье Караджар |
3520-3772-3641-3773 |
3773 |
30.06 |
П.т. — урочище Агылтага |
3773-4327 |
4327 |
01.07 |
П.т. — пер. Агылдаван (4805,н.к.) — р.Шаксгам (кусты) |
4327-4805-3992-4007 |
4007 |
02.07 |
П.т. — оазис Кулчинтубулак |
4007-4084 |
4084 |
03.07 |
П.т. — БЛ «Гашербрум-2» |
4084-4391 |
4391 |
04.07 |
Дневка |
— |
4391 |
05.07 |
Рад. с заброской за красную скалу сев. борта лед. Гашербрум |
4391-4594-4391 |
4391 |
06.07 |
БЛ «Гашербрум-2» — сев. борт лед. ЮВ Скианг |
4391-4295-4675 |
4675 |
07.07 |
П.т. — морена сев. борта лед. ЮВ Скитанг с озером |
4675-5161-5090 |
5090 |
08.07 |
Рад. с заброской на пер. В. Скианг (2А) |
5090-5579-5090 |
5090 |
09.07 |
Морена сев. борта лед. ЮВ Скитанг с озером — р. ЮВ. Скианг |
5090-4521 |
4521 |
10.07 |
П.т. — Долина Шаксгам |
4521-4175 |
0 |
|
Summa |
11 дней |
|
|
|
Ср. высота ночёвок |
4431 |
|
СПОРТИВНЫЙ ПОХОД (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ) |
|
|
10.07 |
Долина Шаксгам — склон вершины 6150 |
4175-4776 |
4776 |
11.07 |
П.т. — пер. Моховой (4938,1А,п.п.) — основание ледопада пер. Баррикадного |
4776-4938-4762-5041 |
5041 |
12.07 |
П.т. — ледопад пер. Баррикадного — пер. Баррикадный (3А, 5564, п.п.) |
5041-5564 |
5564 |
13.07 |
Отсидка |
— |
5564 |
14.07 |
Отсидка |
— |
5564 |
15.07 |
Отсидка |
— |
5564 |
16.07 |
пер. Баррикадный — ледопад пер. Карнизного — осн. взлёта пер. Карнизного |
5564-5450-5868 |
5868 |
17.07 |
П.т. — пер. Карнизный (6003,3А,п.п.) — лед. Сев. Скианг + рад. пер. В. Скианг |
5868-6003-5349-5579-5349 |
5349 |
18.07 |
П.т. (356) — язык лед. Сев. Скианг |
5349-4805 |
4805 |
19.07 |
П.т. — р.Скианг — лев. морена лед. с вершины 6302 |
4805-4552-5166 |
5166 |
20.07 |
П.т. — пер. Сев. Скианг-Чогори (5520,1Б,п.п.) — лед. Чогори |
5166-5520-4637-4729 |
4729 |
21.07 |
П.т. — цирк лед. Чогори |
4729-5204 |
5204 |
22.07 |
П.т. — зап. Цирк пер. Скрытный |
5204-5815 |
5815 |
23.07 |
П.т. — пер. Скрытный (6084,3А, п.п.) — лед. СЗ. Скианг |
5815-6084-5553 |
5553 |
24.07 |
П.т. — пер. Сев.Скианг (5549,2Б) — лед. Сев.Скианг |
5553-5390-5549-5057 |
5057 |
25.07 |
П.т. — цирк пер. Солнечный |
5057-5524 |
5524 |
26.07 |
П.т. — пер. Солнечный (5718,2Б,п.п.) — лед. ЮВ Скианг |
5524-5718-5051 |
5051 |
27.07 |
П.т. — цирк пер. 40 лет МИЭТ |
5051-5439 |
5439 |
28.07 |
П.т. — пер. 40 лет МИЭТ (6143, 3Б, п.п.) |
5439-6143 |
6143 |
29.07 |
П.т. — лед. Гашербрум (устье лед. Кхарут) |
6143-5014 |
5014 |
30.07 |
П.т. — БЛ «Гашербрум-4» + рад. за заброской к красной скале |
5014-4754-4594-4754 |
4754 |
31.07 |
Дневка |
— |
4754 |
01.08 |
БЛ «Гашербрум-4» — подножие вост. склона Броуд-пика |
4754-5402 |
5402 |
02.08 |
П.т. — южный цирк ледн. Гашербрум |
5402-5860 |
5860 |
03.08 |
П.т. — ЮЗ цирк ледн. Гашербрум + обработка ледопадов на склоне вершины Гашербрум-4 |
5860-6074 |
6074 |
04.08 |
П.т. — 1-я и 2-я ступени ледопада на склоне вершины Гашербрум-4 (рад.3А) |
6074-6631 |
6631 |
05.08 |
П.т. — ЮЗ цирк ледн. Гашербрум |
6631-6074 |
6074 |
06.08 |
П.т. — БЛ «Гашербрум-4» |
6074-4754 |
4754 |
07.08 |
П.т. — БЛ «Гашербрум-2» |
4754-4391 |
4391 |
08.08 |
П.т. — прижим Шаксгама около вершины 4900 — река Шаксгам (около переправы) |
4391-4145 |
4145 |
09.08 |
П.т. — переправа через Шаксгам — оазис Кулчинтубулак |
4145-4084 |
4084 |
10.08 |
П.т. — пер. Прижимный (4763,1А,п.п.) — р.Шаксгам (кусты) |
4084-4763-4007 |
4007 |
11.08 |
П.т. — пер. Агылдаван (4805,н.к.) — верховья урочища Агылтага |
4007-3992-4805-4663 |
4663 |
12.08 |
П.т. — устье Караджар |
4663-3773 |
3773 |
13.08 |
устье Караджар — Илик |
3773-3641-3772-3520 |
3520 |
|
Summa |
35 дней |
|
|
|
Ср. высота ночёвок |
5133 |
14.08 |
Автотранспорт в Кашгар |
|
|
15.08 |
Кашгар |
|
|
16.08 |
Кашгар |
|
|
17.08 |
Кашгар |
|
|
18.08 |
Самолёты Кашгар-Урумчи-Москва |
|
|
Определяющие локальные препятствия.
Все перевалы похода за исключением Агылдавана, Восточного и Северного Скианг
были спланированы по китайской карте 1см ~ 1км и космическому снимку 1 пикс. ~
6 м. Данных об их прохождении, фотографий или описаний мы не имели.
Перевал Баррикадный (5564,3А). Назван за характерную похожую на баррикаду седловину. Перевал односторонний,
основную сложность составляет ледопад на подъёме с юга.
|
|
||||
|
|
Перевал Карнизный (6003,3А). Назван за массивный карниз, свисающий с седловины на юг. С юга протяжённый ледопад
с 30-100 метровыми 45-метровыми взлётами, с севера — крутой подрезанный бергшрундом
ледовый склон (3 верёвки перил, 50 град.).
|
|
||||
|
|
Перевал Скрытный (6084, 3А). Перевал с обеих сторон не виден, пока не подойдёшь вплотную к перевальному взлёту.
Поэтому мы назвали перевал Скрытным. С запада ледопад, а выше — ледовый 50-градусный
склон (5 верёвок перил по очень жёсткому льду). С Востока скальные кулуары со
льдом (7 верёвок перил), которые мы, уклоняясь от камней, меняли, забирая по ходу
влево.
|
|
||||
|
|
Перевал 40 лет МИЭТ (6143, 3Б). С севера 1-я ступень ледопада обходится по ходу справа (25 м перил по льду,
45-50 град, а остальной путь по осыпям). 2-я и 3-я ступени ледопада имеют общий
перепад 700 метров т обязаны проходиться за один день (безопасной промежуточной
ночёвки нет). 3-я ступень ледопада (по сути это взлёт на перевал) потребовала
провески 10 верёвок перил (лёд, 45 град.). Спуск на юг проходит в 2 этапа. Сначала
спуск на промежуточное плато (6 верёвок по 55-градусной ледовой стенке), Затем
спуск с плато (4 верёвки по ледовому 40-градусному склону).
|
|
|
|
|
Радиальный выход за 2-ю ступень ледопада на склоне Гашербрума-4 (6631, 3А). 1-я ступень ледопада была предварительно обработана 3.08 (натоптаны следы, провешена
верёвка перил выше скальной гряды, провешены перила в ледопаде (15 м). 4.08 во
2-м ледопаде на высоте 6550-6630 были провешены 2 верёвки перил. На ночёвке 6631
с 4.08 на 5.08 выпало около 30 см снега. Из-за высокой лавиноопасности было решено
спускаться. Верёвку D8, которую несли на восхождение обвязали вокруг мощного серака
и начали спуск. На первых 50 метрах сорвали доску шириной 20 м и толщиной 25 см.
Потом надвязывали верёвки, чтобы оставаться закреплёнными на сераке (закрепление
на ледорубах в лавиноопасной ситуации недопустимо). Всего при спуске со 2-й ступени
ледопада связали 150 метров. При спуске с 1-й ступени воспользовались оставленными
там перилами.
|
|
||||
|
|
Общие впечатления о районе.
Район очень тяжёлый. Всё, чем пугают начинающих туристов относительно Центрального и Северного Памира,
здесь усугубляется в 2 раза.
Во-первых, постоянное давление высоты. Мы редко спускались ниже 5000 метров, средняя высота
ночёвок на маршруте 5133 метра. Именно этим я склонен объяснять очень заметное
похудание участников. Сам я похудел на 15 кг, после Памирского марафона 1999 года
(17 кг) я ни разу так заметно в весе не терял.
Во-вторых, травы нет, сурков и коз нет, а значит и троп нет. Я ещё не видел столь неблагоустроенных
для хождения гор. У ледников отсутствуют протяжённые морены. По рандклюфтам в
карманах ледников идти крайне неудобно и камнеопасно. Поверхность ледников в нижней
части в кальгаспорах, в верхней — в застругах. Каждый километр даётся с боем.
Средняя скорость передвижения колеблется от 1.3 до 1.5 км за переход (45 мин.).
Конечно, это не относится к плоской и ровной долине Шаксгама. Ледник Чогори (путь
к К2) тоже (как исключение) прост.
В-третьих, днём невыносимая жара. Главное приятное отличие от Памира — тёплые ночи. Температура
ночью не опускалась ниже 8 градусов, даже на высоте.
Район очень ответственный, из-за исключительной автономности. На Памире выход к людям (в Поймазар) с плато Правды (6100) осуществляется за
5-6 дней. Здесь же выход с верховий ледника Гашербрум осуществляется за 9 дней!
Автономность подчёркивается преградой в виде полноводной реки Шаксгам. При заходе
в район в начале июля мы бродили с караваном, вода была по пояс верблюдам. При
выходе из района в середине августа воды было в 2 раза больше! Уже будучи на берегу
Шаксгама около переправы, мы не знали, сможем ли мы переправиться завтра утром.
К переправе мы принесли 300 метров неиспользованной на восхождении верёвки D8
и 4 запасных дня продуктов, рассчитывая растянуть их (если потребуется вызывать
караван) на 8 дней. Переправа всё же удалась. В основной протоке она производилась
с заранее припрятанной в заброске резиновой лодкой. Общая длительность переправы
— 5 часов! При такой автономности, любое ЧП, например, перелом ноги, может обернуться
трагедией.
Район труден для организации длительных путешествий. Всё очень дорого, верблюд на 10 дней стоит 500 $, власти заставляют купить пермит
на К2 (для оправдания 50-дневного пребывания в горах), требуется оплата фиктивного
гида, который призван сопровождать группу, а реально сидит в деревне за погранзаставой.
Длиннопериодические погодные циклы. И погода и непогода здесь длительные. Если антициклон, то он стоит 10-15 дней.
Если циклон, то на 4-5 дней. В конце похода с 27.07 установилась устойчивая муссонная
погода (южный ветер). Утром тучи, туман. К 14-15 часам облачность поднимается,
пробивается солнце и начинается невыносимая жара. С 17 до 19 можно идти при солнце.
С 19 тучи сгущаются, ночью снег. Так было каждый день с переменной степенью тучеобразования.
Но в целом погода становилась всё хуже и хуже, и к концу похода начали встречаться
дни с дождями до обеда и с ночными проливными дождями. Так в ночь перед трагедией
на К2 (с 12.08 по 13.08) с полуночи до 4-5 часов утра шёл непрерывный сильный
дождь.
Раннее лето, обилие льда. На высотах до 5700 снега уже в начале июля было очень мало. Интересная особенность
— даже «снежники» на осыпях при ближайшем рассмотрении оказывались ледничками.
Сначала мы часто ошибались на траверсах осыпных склонов — выскакивали на такие
«снежники» в ботинках, а потом начиналась рубка ступеней до ближайшего камня,
где уже надевали кошки. Наличие таких маленьких ледничков среди осыпей было очень
непривычным.
Ну а горы там прекрасны! Возможно, очень суровы, но прекрасны. Стоит перетерпеть все трудности и лишения,
чтобы увидеть К2 (8611), Броуд-пик (8051), Гашербрум-4 (7932), Гашербрум-3 (7946),
Гашербрум-2 (8034) и Хидден пик (8080). Ну и красавицу Скианг-Кангри (7545) мы
осмотрели почти со всех сторон.
24.08.2006
Фото: А. Жарова и И. Жданова