Без рубрики

Краткий отчет о горном походе по Центральному Каракоруму. / Горы Мира. Каракорум /

Автор: Андрей Лебедев

Краткий отчет о горном походе по Центральному Каракоруму.

В июле-августе 2006 года СК МАИ организовал горный спортивный поход в районе Центрального Каракорума с китайской стороны. Предлагаем краткий отчёт об этом походе.


Золото К2

Массив Гашербрумов 2 и 3 (вид с севера)

Поскольку вход и выход из района осуществлялся по одному пути, то вход с караваном
отделён от спортивного маршрута. Отделены также предварительные радиальные акклиматизационно-разведочные
выходы с разнесением забросок. Выход из района, который проводился автономно (без
каравана) в маршрут включен. Общая продолжительность хождения под рюкзаком 46
дней, а собственно прохождения маршрута — 35 дней.

Паспорт маршрута

1

Район путешествия

Центральный Каракорум (Китайская сторона)

2

Вид туризма

Горный

3

Спортивная организация

Спортклуб МАИ

4

Заявленная категория сложности

Шестая

5

Количество участников

Шесть

6

Руководитель

Лебедев Андрей Александрович

7

Выпускающая МКК

МКК ФТ России

8

Сроки от Москвы до Москвы

23.06-18.08

9

Количество дней под рюкзаком

46 дней

10

Сроки спортивного похода

10.07-13.08

11

Продолжительность спортивного похода

35 дней

12

Длина маршрута без учёта повторного пути

178,77 * 1,2 = 214,5 км.

13

Фактически пройденный путь за 46 дней

326,27 * 1,2 = 391,524

14

Средняя высота ночёвок в спортивном походе (за 35 дней)

5133

15

Средняя высота ночёвок за 46 дней

4966

16

Суммарный набор высоты в спортивном походе (за 35 дней)

10214 м

17

Суммарный набор высоты за 46 дней

13587 м

18

Максимальная высота

6631 м

19

Ночёвки выше 6000

6074, 6631, 6074

Нитка маршрута


Схема маршрута (то, что южнее Агылдавана)

р.Шаксгам — пер. Моховой (4938,1А,п.п.) — пер. Баррикадный (3А,5564,п.п.) — пер.
Карнизный (6003,3А,п.п.) — лед. Сев. Скианг — рад. пер. В.Скианг (5579,2А) — пер.
Сев. Скианг-Чогори (5520,1Б,п.п.) — лед. Чогори — пер. Скрытный (6084, 3А, п.п.)
— лед. СЗ Скианг — пер. С.Скианг (5549,2Б) — лед. Сев. Скианг — пер. Солнечный
(5718,2Б,п.п.) — лед. ЮВ Скианг — пер. 40 лет МИЭТ (6143, 3Б, п.п.) — лед. Кхарут
— л. Гашербрум — рад. на склон Гашербрума-4 до высоты 6613 (3А, п.в.) — л. Гашербрум
— переправа через р. Шаксгам — пер. Прижимный (4763,1А,п.п.) — р.Шаксгам — пер.
Агылдаван (4805,н.к.) — пос. Илик.

Отклонения от заявленного основного варианта маршрута.

Всего было допущено 5 отклонений.

Первое отклонение — это отказ от обхода ледопада перевала Баррикадного через перевал в отроге
правого борта долины. По спутниковому снимку ледопад казался непроходимым. Но
когда мы его увидели, то он показался вполне проходимым, и надобность в обходном
перевале отпала.

Второе отклонение это обход перевала к северу от Скианг-Кангри (южнее вершины 6194) по леднику
Сев. Скианг. Причина — усталость группы. 23.07 мы перевалили через сложный перевал
Скрытный (3А), 24.07 мы перевалили через перевал Сев. Скианг (2Б), который оказался
на порядок сложнее, чем мы предполагали (1Б). После спуска с последнего перевала
у руководителя возникло ощущение, что штурм на следующий день ещё одного перевала
3А чреват неприятными случайностями.

Третье отклонение — это замена траверса вершины 6785 перевалом 40-лет МИЭТ (6143, 3Б). Причина
— запредельная сложность протяженного спускового гребня вершины 6785 (острый,
с двух сторон скальный гребень с карнизами, возможно двусторонними). Осмотр гребня
был проведён в предварительном акклиматизационно-разведочном выходе (с заброской)
на перевал В.Скианг (5579,2А).

Четвёртое отклонение — это отказ от проведения радиального выхода в полном объёме или хотя бы до
перевала 7220. Причина — высокая лавиноопасность. С 27.07 до конца похода установилась
муссонная погода. По ночам каждый день подсыпало снега. Это очень опасно, так
как в снежном покрове образуются многочисленные слои. Когда в ночь с 4.08 на 5.08
выпало около 30 см. снега, то стало совсем опасно. Сорванная на спуске доска (20
м в ширину и 25 см в толщину) подтвердила наши опасения.

Пятое отклонение — это отказ от выхода из района через долину Зуг-Шаксгама, в результате которого
мы лишились осмотра параллельной Шаксгаму долины и пары перевалов 2Б и 2А. Причина
— нехватка времени в условиях нестабильной муссонной погоды.

В следующем списке мы можем ошибаться, декларируя своё первопрохождение. Реально
все эти локальные препятствия за исключением караванного перевала Агылдаван проходились
в режиме «первопрохождения». Через перевалы В.Скианг и С.Скианг на зарубежной
орографической схеме нарисованы треки. Почти наверное они уже пройдены. Новизну
остальных перевалов следует уточнить, отдав отчёт на рецензию специалисту (возможно,
Д. Мазуру).

Список пройденных локальных препятствий

N

Тип ЛП

Название

Высота

к.т.

Примечание

1

Перевал

Моховой

4938

Первопрохождение

2

Перевал

Баррикадный

5564

Первопрохождение

3

Перевал

Карнизный

6003

Первопрохождение

4

Перевал

В.Скианг

5579

Рад. выход с севера (рад с юга выполнена вне похода во время предварительной
разведки)

5

Перевал

Сев. Скианг-Чогори

5520

Первопрохождение

6

Перевал

Скрытный

6084

Первопрохождение

7

Перевал

Сев. Скианг

5549

 

8

Перевал

Солнечный

5718

Первопрохождение

9

Перевал

40 лет МИЭТ

6143

Первопрохождение

10

Вершина

Гашербрум-4

До 6613

Первовосхождение

11

Перевал

Прижимный

4763

Первопрохождение

12

Перевал

Агылдаван

4805

Н.к.

 

Состав группы

N

ФИО

Рожд.

Работа

Обязанности

1

Лебедев Андрей Александрович

27.07.56

МАИ, доцент

Руководитель, видео-оператор

2

Чижик Дмитрий Владимирович

03.09.82

МАИ, ст. гр. 06-506

Снаряженец

3

Бикчурин Рустам Рашитович

06.10.79

МАИ, ст. гр. 06-505

Завхоз

4

Жаров Андрей Викторович

01.02.80

Педагог

Фотограф

5

Жданов Иван Николаевич

01.08.73

ООО «Бионт», комм. Директор

Ремонтник

6

Тимошенков Алексей Сергеевич

16.12.85

Студент МГИЭТ, гр. МП32

медик

Календарный график

Дата

Наименование участка пути

Перепад высоты

Высота ночёвки

 

ЗАЕЗД В РАЙОН, РАЗВЕДОЧНО-АККЛИМАТИЗАЦИОННЫЕ ВЫХОДЫ, ЗАБРОСКИ

 

 

23.06

Вечером отлёт из Москвы в Урумчи

 

 

24.06

Вечером самолёт из Урумчи в Кашгар

 

 

25.06

Закупки в Кашгаре

 

 

26.06

Закупки в Кашгаре

 

 

27.06

После обеда автотранспорт Кашгар-Каргалык

 

 

28.06

Автотранспорт Каргалык-Мазар-Илик

 

 

29.06

Илик — устье Караджар

3520-3772-3641-3773

3773

30.06

П.т. — урочище Агылтага

3773-4327

4327

01.07

П.т. — пер. Агылдаван (4805,н.к.) — р.Шаксгам (кусты)

4327-4805-3992-4007

4007

02.07

П.т. — оазис Кулчинтубулак

4007-4084

4084

03.07

П.т. — БЛ «Гашербрум-2»

4084-4391

4391

04.07

Дневка

4391

05.07

Рад. с заброской за красную скалу сев. борта лед. Гашербрум

4391-4594-4391

4391

06.07

БЛ «Гашербрум-2» — сев. борт лед. ЮВ Скианг

4391-4295-4675

4675

07.07

П.т. — морена сев. борта лед. ЮВ Скитанг с озером

4675-5161-5090

5090

08.07

Рад. с заброской на пер. В. Скианг (2А)

5090-5579-5090

5090

09.07

Морена сев. борта лед. ЮВ Скитанг с озером — р. ЮВ. Скианг

5090-4521

4521

10.07

П.т. — Долина Шаксгам

4521-4175

0

 

Summa

11 дней

 

 

 

Ср. высота ночёвок

4431

 

СПОРТИВНЫЙ ПОХОД (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

 

 

10.07

Долина Шаксгам — склон вершины 6150

4175-4776

4776

11.07

П.т. — пер. Моховой (4938,1А,п.п.) — основание ледопада пер. Баррикадного

4776-4938-4762-5041

5041

12.07

П.т. — ледопад пер. Баррикадного — пер. Баррикадный (3А, 5564, п.п.)

5041-5564

5564

13.07

Отсидка

5564

14.07

Отсидка

5564

15.07

Отсидка

5564

16.07

пер. Баррикадный — ледопад пер. Карнизного — осн. взлёта пер. Карнизного

5564-5450-5868

5868

17.07

П.т. — пер. Карнизный (6003,3А,п.п.) — лед. Сев. Скианг + рад. пер. В. Скианг
(2А)

5868-6003-5349-5579-5349

5349

18.07

П.т. (356) — язык лед. Сев. Скианг

5349-4805

4805

19.07

П.т. — р.Скианг — лев. морена лед. с вершины 6302

4805-4552-5166

5166

20.07

П.т. — пер. Сев. Скианг-Чогори (5520,1Б,п.п.) — лед. Чогори

5166-5520-4637-4729

4729

21.07

П.т. — цирк лед. Чогори

4729-5204

5204

22.07

П.т. — зап. Цирк пер. Скрытный

5204-5815

5815

23.07

П.т. — пер. Скрытный (6084,3А, п.п.) — лед. СЗ. Скианг

5815-6084-5553

5553

24.07

П.т. — пер. Сев.Скианг (5549,2Б) — лед. Сев.Скианг

5553-5390-5549-5057

5057

25.07

П.т. — цирк пер. Солнечный

5057-5524

5524

26.07

П.т. — пер. Солнечный (5718,2Б,п.п.) — лед. ЮВ Скианг

5524-5718-5051

5051

27.07

П.т. — цирк пер. 40 лет МИЭТ

5051-5439

5439

28.07

П.т. — пер. 40 лет МИЭТ (6143, 3Б, п.п.)

5439-6143

6143

29.07

П.т. — лед. Гашербрум (устье лед. Кхарут)

6143-5014

5014

30.07

П.т. — БЛ «Гашербрум-4» + рад. за заброской к красной скале

5014-4754-4594-4754

4754

31.07

Дневка

4754

01.08

БЛ «Гашербрум-4» — подножие вост. склона Броуд-пика

4754-5402

5402

02.08

П.т. — южный цирк ледн. Гашербрум

5402-5860

5860

03.08

П.т. — ЮЗ цирк ледн. Гашербрум + обработка ледопадов на склоне вершины Гашербрум-4

5860-6074

6074

04.08

П.т. — 1-я и 2-я ступени ледопада на склоне вершины Гашербрум-4 (рад.3А)

6074-6631

6631

05.08

П.т. — ЮЗ цирк ледн. Гашербрум

6631-6074

6074

06.08

П.т. — БЛ «Гашербрум-4»

6074-4754

4754

07.08

П.т. — БЛ «Гашербрум-2»

4754-4391

4391

08.08

П.т. — прижим Шаксгама около вершины 4900 — река Шаксгам (около переправы)

4391-4145

4145

09.08

П.т. — переправа через Шаксгам — оазис Кулчинтубулак

4145-4084

4084

10.08

П.т. — пер. Прижимный (4763,1А,п.п.) — р.Шаксгам (кусты)

4084-4763-4007

4007

11.08

П.т. — пер. Агылдаван (4805,н.к.) — верховья урочища Агылтага

4007-3992-4805-4663

4663

12.08

П.т. — устье Караджар

4663-3773

3773

13.08

устье Караджар — Илик

3773-3641-3772-3520

3520

 

Summa

35 дней

 

 

 

Ср. высота ночёвок

5133

14.08

Автотранспорт в Кашгар

 

 

15.08

Кашгар

 

 

16.08

Кашгар

 

 

17.08

Кашгар

 

 

18.08

Самолёты Кашгар-Урумчи-Москва

 

 

Определяющие локальные препятствия.

Все перевалы похода за исключением Агылдавана, Восточного и Северного Скианг
были спланированы по китайской карте 1см ~ 1км и космическому снимку 1 пикс. ~
6 м. Данных об их прохождении, фотографий или описаний мы не имели.

Перевал Баррикадный (5564,3А). Назван за характерную похожую на баррикаду седловину. Перевал односторонний,
основную сложность составляет ледопад на подъёме с юга.


Вид на ледопад снизу

Стенка


В котлах

В котлах

Перевал Карнизный (6003,3А). Назван за массивный карниз, свисающий с седловины на юг. С юга протяжённый ледопад
с 30-100 метровыми 45-метровыми взлётами, с севера — крутой подрезанный бергшрундом
ледовый склон (3 верёвки перил, 50 град.).


Южный склон

Подъём с юга с лав. шнурами

Северный склон

Вид на северный склон с ледника С.Скианг

Перевал Скрытный (6084, 3А). Перевал с обеих сторон не виден, пока не подойдёшь вплотную к перевальному взлёту.
Поэтому мы назвали перевал Скрытным. С запада ледопад, а выше — ледовый 50-градусный
склон (5 верёвок перил по очень жёсткому льду). С Востока скальные кулуары со
льдом (7 верёвок перил), которые мы, уклоняясь от камней, меняли, забирая по ходу
влево.


Перевальный взлёт с запада.

Вид с седловины на К2

Восточная сторона

Восточная сторона

Перевал 40 лет МИЭТ (6143, 3Б). С севера 1-я ступень ледопада обходится по ходу справа (25 м перил по льду,
45-50 град, а остальной путь по осыпям). 2-я и 3-я ступени ледопада имеют общий
перепад 700 метров т обязаны проходиться за один день (безопасной промежуточной
ночёвки нет). 3-я ступень ледопада (по сути это взлёт на перевал) потребовала
провески 10 верёвок перил (лёд, 45 град.). Спуск на юг проходит в 2 этапа. Сначала
спуск на промежуточное плато (6 верёвок по 55-градусной ледовой стенке), Затем
спуск с плато (4 верёвки по ледовому 40-градусному склону).


Вид на перевал с севера.

Первый этап cпуска на юг на промежуточное плато.

2 и 3-я ступени лдп.

В ледопаде 2-й ступени

Подход к 3-й ступени

Радиальный выход за 2-ю ступень ледопада на склоне Гашербрума-4 (6631, 3А). 1-я ступень ледопада была предварительно обработана 3.08 (натоптаны следы, провешена
верёвка перил выше скальной гряды, провешены перила в ледопаде (15 м). 4.08 во
2-м ледопаде на высоте 6550-6630 были провешены 2 верёвки перил. На ночёвке 6631
с 4.08 на 5.08 выпало около 30 см снега. Из-за высокой лавиноопасности было решено
спускаться. Верёвку D8, которую несли на восхождение обвязали вокруг мощного серака
и начали спуск. На первых 50 метрах сорвали доску шириной 20 м и толщиной 25 см.
Потом надвязывали верёвки, чтобы оставаться закреплёнными на сераке (закрепление
на ледорубах в лавиноопасной ситуации недопустимо). Всего при спуске со 2-й ступени
ледопада связали 150 метров. При спуске с 1-й ступени воспользовались оставленными
там перилами.


Ледопад на склоне Гашербрума-4

1-я ступень ледопада

В ледопаде 1-й ступени

Занос палаток в ночь с 4.08 по 5.08

Общие впечатления о районе.

Район очень тяжёлый. Всё, чем пугают начинающих туристов относительно Центрального и Северного Памира,
здесь усугубляется в 2 раза.

Во-первых, постоянное давление высоты. Мы редко спускались ниже 5000 метров, средняя высота
ночёвок на маршруте 5133 метра. Именно этим я склонен объяснять очень заметное
похудание участников. Сам я похудел на 15 кг, после Памирского марафона 1999 года
(17 кг) я ни разу так заметно в весе не терял.

Во-вторых, травы нет, сурков и коз нет, а значит и троп нет. Я ещё не видел столь неблагоустроенных
для хождения гор. У ледников отсутствуют протяжённые морены. По рандклюфтам в
карманах ледников идти крайне неудобно и камнеопасно. Поверхность ледников в нижней
части в кальгаспорах, в верхней — в застругах. Каждый километр даётся с боем.
Средняя скорость передвижения колеблется от 1.3 до 1.5 км за переход (45 мин.).
Конечно, это не относится к плоской и ровной долине Шаксгама. Ледник Чогори (путь
к К2) тоже (как исключение) прост.

В-третьих, днём невыносимая жара. Главное приятное отличие от Памира — тёплые ночи. Температура
ночью не опускалась ниже 8 градусов, даже на высоте.

Район очень ответственный, из-за исключительной автономности. На Памире выход к людям (в Поймазар) с плато Правды (6100) осуществляется за
5-6 дней. Здесь же выход с верховий ледника Гашербрум осуществляется за 9 дней!
Автономность подчёркивается преградой в виде полноводной реки Шаксгам. При заходе
в район в начале июля мы бродили с караваном, вода была по пояс верблюдам. При
выходе из района в середине августа воды было в 2 раза больше! Уже будучи на берегу
Шаксгама около переправы, мы не знали, сможем ли мы переправиться завтра утром.
К переправе мы принесли 300 метров неиспользованной на восхождении верёвки D8
и 4 запасных дня продуктов, рассчитывая растянуть их (если потребуется вызывать
караван) на 8 дней. Переправа всё же удалась. В основной протоке она производилась
с заранее припрятанной в заброске резиновой лодкой. Общая длительность переправы
— 5 часов! При такой автономности, любое ЧП, например, перелом ноги, может обернуться
трагедией.

Район труден для организации длительных путешествий. Всё очень дорого, верблюд на 10 дней стоит 500 $, власти заставляют купить пермит
на К2 (для оправдания 50-дневного пребывания в горах), требуется оплата фиктивного
гида, который призван сопровождать группу, а реально сидит в деревне за погранзаставой.

Длиннопериодические погодные циклы. И погода и непогода здесь длительные. Если антициклон, то он стоит 10-15 дней.
Если циклон, то на 4-5 дней. В конце похода с 27.07 установилась устойчивая муссонная
погода (южный ветер). Утром тучи, туман. К 14-15 часам облачность поднимается,
пробивается солнце и начинается невыносимая жара. С 17 до 19 можно идти при солнце.
С 19 тучи сгущаются, ночью снег. Так было каждый день с переменной степенью тучеобразования.
Но в целом погода становилась всё хуже и хуже, и к концу похода начали встречаться
дни с дождями до обеда и с ночными проливными дождями. Так в ночь перед трагедией
на К2 (с 12.08 по 13.08) с полуночи до 4-5 часов утра шёл непрерывный сильный
дождь.

Раннее лето, обилие льда. На высотах до 5700 снега уже в начале июля было очень мало. Интересная особенность
— даже «снежники» на осыпях при ближайшем рассмотрении оказывались ледничками.
Сначала мы часто ошибались на траверсах осыпных склонов — выскакивали на такие
«снежники» в ботинках, а потом начиналась рубка ступеней до ближайшего камня,
где уже надевали кошки. Наличие таких маленьких ледничков среди осыпей было очень
непривычным.

Ну а горы там прекрасны! Возможно, очень суровы, но прекрасны. Стоит перетерпеть все трудности и лишения,
чтобы увидеть К2 (8611), Броуд-пик (8051), Гашербрум-4 (7932), Гашербрум-3 (7946),
Гашербрум-2 (8034) и Хидден пик (8080). Ну и красавицу Скианг-Кангри (7545) мы
осмотрели почти со всех сторон.

24.08.2006

Фото: А. Жарова и И. Жданова

.