Транго-Тауэр, Южный 6050 м / Горы Мира. Каракорум /
Автор: Иван Темерев, г. Томск
Транго-Тауэр, Южный 6050 м
Паспорт восхождения
1. Район – Пакистан, Каракорум, группа вершин Транго, раздел 10.2.
2. Пик – Great Trango Tower (Транго-Тауэр, Ю), по СЗ ст. на Ю. бастион 6050 м.
3. Предлагается – 6Б к.сл. (ED2, 6с+,А3+) первопрохождение маршрута «Иншалла».
4. Характеристика маршрута – скальный.
5. Характеристика участков маршрута:
- Перепад всего маршрута – 1650 м
- Перепад части стены, определяющей сложность маршрута – 810 м
- Протяженность маршрута – 1805 м
- Средняя крутизна всего маршрута – 74°
основной части стены – 84°
- Протяженность участков 6 к.сл. – 1220 м
5 к.сл. – 380 м
6. Использовано:
— забито 16 шл.на подъеме, в т.ч. для установки платформы 5 шт.
— закладных элементов – 457
— скайхуки дырочные и рельефные – 130
— якоря и скальные фифы — 595
Оставлено на маршруте:
— крючьев шлямбурных – 16 на подъеме, 4 на спуске
— крючьев якорных и других скальных крючьев — 50 на спуске
Использовано всего ИТО – 1198
7. Количество ходовых часов – 129
дней вверх – 11
дней на спуск – 2 (22 часа).
Ночевки 1, 2, 3, 5, 10 в платформе над хорошей полкой, позволяющей поставить палатку.
Ночевки 6, 7, 8 и 9 в платформе на стене.
8. Руководитель: Темерев Иван Михайлович, МС, Томск.
Участники: Суздальцев Егор Евгеньевич, КМС, Новокузнецк.
Кашевник Антон Александрович, КМС, Санкт-Петербург.
9. Выход на маршрут: 7:00, 14.07.17 г.
на верх южного бастиона: 16:00, 24.07.17 г.
возвращение в БЛ: 18:00, 26.07.17 г
Классификации не подлежит
Тактические действия команды
Базовый лагерь расположен на высоте 4000.
Для акклиматизации перед началом восхождения был совершен выход под Транго Нэймлес с
ночевкой на 4800 и попыткой прохождения СЗ стены Транго Монах (~ до 5200).
Работать на Транго Грейт начали без предварительной обработки маршрута, только,
пользуясь окном в непогоде, 13 июля занесли большую часть снаряжения в кулуар под начало
маршрута.
14 июля (1 день). В 700
старт на маршруте. Первым работает Темерев И.М. После
прохождения участка R2-R3 в 1400 в месте стыковки с линией Украины-Красноярска
встретили удобную полку для ночевки. Баулы оказались очень тяжелыми для быстрого и
продуктивного движения, а рельеф очень ступенчатым и не простым для перемещения грузов.
Решили поставить бивак на полке и провесить все имеющиеся веревки выше, чтобы с утра
продолжить движение с минимальным запасом воды. До 1800 обрабатывали участки R3-R6.
15 июля (2 день). Лидирует Суздальцев Е.Е. Цель сегодняшнего дня – подняться до снежника.
К 800 поднялись по обработанным перилам и приступили к дальнейшему движению. Линия
Хвостенко чрезвычайно логична и богата рельефом. Постоянно пытались свернуть направо в
сторону своей, намеченной снизу линии, но скудный рельеф «сбрасывал» обратно.
В 1330 в районе начала снежного пятна ушли по плитам вправо в надежде пересечь снежник по
границе скал и снега.
Предварительное наблюдение за этим местом показало, что сверху из расщелины между
headwall-ом и бастионом СЗ стены из так называемого кулуара «Out of reality», совершенно
произвольно и непредсказуемо сходят снежно-водяные лавины. Так как на верхней границе
снежника скалы очень разрушены, а кошки были только одни на команду, то приняли
решение пересекать снег маятником в нижней точке. В 1400 закачнули маятник через снежный
кулуар.
Дальше движение вверх вправо вдоль снежника по простым стенкам-полкам. Встретили
хорошую полочку со снегом в кулуаре справа. Поставили над ней платформу.
Обработали два
участка вверх. Считаем, что с этой точки начался наш первопроход.
16 июля (3 день). В 730 приступили к работе на маршруте. Первым работал Кашевник А.А.
Участки R20-R22 очень сильно разрушены, много свободно лежащих живых камней,
требуется передвигаться крайне внимательно!
Вышли на большую полку под headwall. Поставили платформу. Недалеко есть снежник.
Обработали участок R22-R23 на headwall-е.
17 июля (4 день). Первые веревки снизу не казались трудными. Вышли на обработку только
в 800 headwall-а, в 900 приступили к обработке. В этот день пройдены участки R23-R25. Первым
работал Суздальцев Е.Е. Рельеф оказался существенно труднее, чем смотрелся снизу. На
плите произошел вырыв скайхука с повисанием на съемном шлямбуре. Гранит покрыт очень
разрушенной корочкой. Сделали поправку на этот факт и стали бить дырки под большим
углом и глубже, чем обычно. Это сильно замедлило продвижение.
Ночуем под headwall-ом.
18 июля (5 день). В 800 приступили к обработке. За день доработали участок R25-R26 и
начали обработку участка R26-R27. Первым работал Кашевник А.А. во второй половине дня
Темерев И.М. Занесли воду в бутылках для работы на headwall-е на станцию R25. Ночуем под
headwall-ом.
19 июля (6 день). Перенесли платформу на станцию R26. Обработка участка R26-R27.
Первым работал Темерев И.М., во второй половине дня Кашевник А.А. Ночуем на станции
R26. Ночуем на стене. Ночью гроза.
20 июля (7 день). Утром из кулуара, образованного headwall-ом и стеной американского
гребня (с маршрутами «Bushido» и Михалицина) сошел крупный обвал.
Визуально место
нашего бивака под headwall-ом не задело, но следы остались в очень опасной близости.
Темерев И.М. доработал ранее начатый R26-R27 и приступил к обработке следующего. Через
15 метров передал лидерство Суздальцеву Е.Е. Появился очень трудный рельеф под якоря,
фифы и закладные элементы. Рабочий срыв из-за разрушенности граниита. К вечеру Егор
закончил участок R27-R28 за карнизом на микрополочке. Перевален психологический
«рубикон». Появилась надежда на успешное прохождение headwall-а. Ночуем на станции R26.
21 июля (8 день). Участки R28-R31. Первым работает Суздальцев Е.Е.
Перенесли платформу
на станцию R31.
22 июля (9 день). Работаем на R31-R34. Первым работает Кашевник АА. Платформа на R33.
23 июля (10 день). Прошли headwall и перенесли платформу под вершинный бастион на R35.
Обработали R35-R37 и часть участка R37-R38. Первым работал Темерев И.М. Ночевка на R35.
24 июля (11 день). Вышли на штурм. Прошли R37-R42. После прохождения стены
вершинного бастиона и выхода во внутренние углы и на слабовыраженные гребни сложность
рельефа слегка уменьшилась, но не настолько, чтобы обуть скальники и существенно
ускориться. Зато сразу пропали все шлямбура и станции. Стали изредка попадаться спусковые
крючья и закладки. Первым работал Темерев И.М.
В 1630 поднялись на полочку со снегом. Далее гребень, уходящий в сторону вершины
Транго-Тауэр, Западная. Визуально, до жандарма на гребне, который назван коллегами южной
вершиной и на котором почти все рисуют окончание своих маршрутов, осталось пара
участков В активе было: многодневное урезание продуктового пайка, с целью растянуть
запасы на больший срок, что не сказалось позитивно на работоспособности команды, а также
холод, пробивающий зимние куртки из прималофта, приближающаяся темнота через 2,5 часа,
11-й день работы на пределе с 3-4 утра до 19-20 часов вечера и перспектива 4-5 часов ИТО по
голым плитам. Это в оптимистичном прогнозе.
Решение команды было единогласным – постановили, что достигли высшей точки маршрута,
которую назвали «южным бастионом южной вершины Great Trango» и начали спускаться
вниз, забив свой шлямбур, потому что ни местного железа, ни рельефа под него не было.
В платформе на полке под бастионом были около 2100
25 июля (12 день). Ночью шел снег. Утром пробуждение затянулось, ждали улучшения
погоды и восстанавливали силы.
Справа от нашей линии во время подъема по маршруту периодически видели спусковые
станции от команды Красноярска (2007г. Михалицин). При прохождении headwall-а на всех
станциях забивали шлямбура, для возможности аварийного спуска. Однако, последняя
веревка, перед выходом на полку, изобилует огромными «перьями» и прочими, непонятно как
стоящими, радостями, которые мы обходили по правой стене угла. Высока вероятность
застревания веревки и сдергивания тяжелого «подарка».
Решили двигаться по пути спуска красноярцев. Начало совпадает с американским маршрутом.
Много шлямбуров и полок для ночевок. Из-за опасности застревания веревки при
продергивании старались оставлять карабин в станции и делали много коротких «дюльферов».
После ухода с американского гребня на СЗ стену на одной из полок встретили баул с железом
и старой платформой из перкалевой ткани. Собрали около 25 крючьев.
Спустились на полку под основанием headwall-а только к 2030.
26 июля (13 день). На перегибе полки забили шлямбур для лучшего продергивания. Так как
красноярские дюльфера не превышали 45 м, то приходилось разбирать их станции и
перебивать на длине 55-60 м. Везде оставляли станции из двух точек. Очень пригодились
найденные крючья и собранные на вершинном бастионе на первых трех участках карабины.
В средней части «подошвы» (подхода под headwall) при уходе с полки в сторону гигантского
карниза забили второй шлямбур.
Через два дюльфера после этого прошли пешком по полкам и простым стенкам около 70
метров, забирая влево (в сторону ледника). Здесь нашли шлямбур. Забили свой и через два
дюльфера вышли на большую осыпную полку. До спуска пешком остался один небольшой
бастион. Долго высматривали линию оптимального движения. Взяли немного левее и метров
на 150 спустились пешком, иногда по психолигески неприятным с баулом бараньим лбам.
За два дюльфера скатились на пешеходную сыпуху.
Время около 1900
Описание маршрута по участкам
Подход по кулуару, в который периодически падают лавины с ледника на шапке Большого
Транго. Кулуар может быть со снегом.
R0-R1 Внутренний угол, уводящий направо на скальный гребень, разделяющий два кулуара,
простое лазание. Станция на полке.
R1-R2 Серия углов забирающих вверх.
R2-R3 Серия углов и стенок петляющих между небольшими карнизами. Очень сложно
организовать транспортировку грузов. Станция на большой полке. Отсюда линия совпадает с
украинско-красноярским маршрутом.
R3-R4 Скальная стенка уводящая за угол к основанию внутреннего угла. По углу висит старая
брошенная веревка. Наверху закреплена на шлямбуре.
R4-R5 Монолитная скальная стенка с серией щелей пригодная для свободного лазания. Сложное
лазание. Станция висячая
R5-R6 Стенка становится круче. Предельно сложное лазание. Пара шагов на ИТО. Страховка
надежная. Станция под небольшим карнизом.
R6-R7 Движение направо по скальной стенке выводящей к щели местами забитой травой.
Встречается пара шлямбуров. Несколько шагов на ИТО. Свободное лазание сложное. Станция на
большой полке.
R7-R8 Большой мокрый внутренний угол.
R8-R9 Серия скальных стенок. Выводят на большую полку с травой. Полка закрыта карнизом.
Здесь была первая ночевка команды Хвостенко. Отсюда вправо вверх – уходим с украинско-красноярской линии.
R9-R10 Скальная стенка выводящая под лежащие плиты.
R10-R11 Предельно сложное лазание по плитам на трении. Бедная страховка, пришлось сделать
2 шага на дырочных скайхуках. Станция на стационарном шлямбуре Petzl, забитом предыдущими
восходителями. Скорее всего, это станция на маршруте Коптевой. Блокируем шлямбур с якорным
крюком.
R11-R12 Спуск-маятник вниз на 50 м и направо через снежный кулуар.
R12-R13 Простое лазание по серии стенок-полок выводящих к неявно выраженному контрфорсу.
Движение вправо вверх вдоль снежника. На выступе встречаем шлямбур явно не постсоветской
команды.
R13-R14 Продолжаем движение вправо к большой осыпной покатой полке. Простое лазание.
Ставим над полкой платформу. Справа внизу в 15 метрах в кулуаре есть снег.
R14-R15 Скальная стенка с несложным лазанием выводящая к основанию монолитной скальной
стенки.
R15-R16 С этого участка считаем, что идем первопрохождение. Серия монолитных трещин с
закругленными краями. Предельно сложное лазание. Местами ИТО. Трещины забиты землей.
R16-R17 Камин между двумя карнизами выводящий в основание внутреннего угла.
R17-R18 Движение по внутреннему углу. Переодически приходится делать шаги на ИТО
R18-R19 Внутренний угол с неявной щелью. Приходится регулярно использовать ИТО.
R19-R20 Внутренний угол с неявной щелью. Приходится регулярно использовать ИТО.
R20-R21 Движение направо по плитам через большой внутренний угол к большой полке. Бедная
страховка. На полке очень много свободнолежащих камней.
R21-R22 Очень разрушенный рельеф. ИТО по трещине, выводящей к внутреннему углу,
наклонно уводящему налево на огромную полку у основания headwall-а.
R22-R23 Серия внутренних углов незначительно забирающих направо.
R23-R24 Движение на ИТО по монолитной трещине в основание узкого внутреннего угла.
Станция на маленькой полочке.
R24-R25 ИТО на дырочных скайхуках по плите к правому нижнему краю серповидного карниза.
В верхней части с него снова выход на монолитную плиту. Станция висячая.
R25-R26 По монолитной плите ИТО на дырочных скайхуках сильно забирая налево к неявно
выраженному отколу-трещине. Станция висячая.
R26-R27 Предельно напряженное ИТО на скайхуках по слегка подвисающей плите. Крайне
ненадежная крошащаяся порода, покрытая нашлепками. Станция висячая.
R27-R28 ИТО на дырочных скайхуках под основание трещины. Далее ИТО влево-вверх-вправо
по трещине. Трещины образованы крошащейся породой с песком. Затем по внутреннему углу с
крошащейся породой к закрывающему сверху длинному карнизу. Станция справа над карнизом на
маленькой покатой полочке.
R28-R29 Сложное ИТО по двум параллельным глухим щелям.
R29-R30 ИТО по глухим нависающим щелям. Края трещин крошатся. Станция на небольшой
полке.
R30-R31 Серия монолитных внутренних углов замкнутых карнизами. Выводит к основанию
обледенелого камина заткнутого пробкой.
R31-R32 ИТО по стенке справа от камина по серии глухих трещин к основанию огромного
камина. Крайне ненадежная страховка.
R32-R33 ИТО по залитой льдом трещине в обход карниза. Карниз обходится слева по стенке.
Далее по залитому льдом внутреннему углу.
R33-R34 ИТО по правой стенке камина в обход затыкающей его огромной пробки-откола
(непонятно как и на чем держащемся). Далее по стенке на скайхуках направо к трещине и затем
сложное ИТО на маленьких закладках.
R34-R35 По простому внутреннему углу к основанию вершинной башни. Ночевка справа на
большой полке со снегом.
R35-R36 Сложный траверс налево по плите к основанию монолитной трещины – серия
маятников по местным шлямбуров, подлазов и ИТО на якорях. Далее сложное ИТО по трещине.
Станция висячая на стационарных шлямбурах.
R36-R37 ИТО по трещине. В верхней части она расширяется превращаясь в узкий камин.
Станция висячая на стационарных шлямбурах.
R37-R38 ИТО по трещине, переходящее в ИТО по голой плите (местные шлямбура). Затем
сложное ИТО на якорях, переходящее в трудозатратное ИТО по выкидывающей из себя трещине в
небольшом внутреннем углу. Станция висячая на стационарных шлямбурах.
R38-R39 Сложное ИТО внутренний угол выводящий на гребень. Станций и шлямбуров больше
нет.
R39-R40 Пересекаем подлазами неявно выраженный кулуар налево и выходим на скальную
стенку выводящую к трещине проходимой на ИТО.
R40-R41 ИТО по плите идущей по слабовыраженному гребню
R41-R42 Лазание по внутреннему углу. Выход на полку со снегом под стеной с карнизом. Далее
гребень, уходящий в сторону вершины Транго-Тауэр, Западная.
Это высшая точка достигнутая нами. Забили спит (шлямбур) и начали спуск обратно.
Фотоилюстрации
Читайте на Mountain.RU:
.