Без рубрики

Транго-Тауэр, Южный 6050 м / Горы Мира. Каракорум /

Автор: Иван Темерев, г. Томск

Транго-Тауэр, Южный 6050 м

Паспорт восхождения

1. Район – Пакистан, Каракорум, группа вершин Транго, раздел 10.2.

2. Пик – Great Trango Tower (Транго-Тауэр, Ю), по СЗ ст. на Ю. бастион 6050 м.

3. Предлагается – 6Б к.сл. (ED2, 6с+,А3+) первопрохождение маршрута «Иншалла».

4. Характеристика маршрута – скальный.

5. Характеристика участков маршрута:

  • Перепад всего маршрута – 1650 м
  • Перепад части стены, определяющей сложность маршрута – 810 м
  • Протяженность маршрута – 1805 м
  • Средняя крутизна всего маршрута – 74°
    основной части стены – 84°
  • Протяженность участков 6 к.сл. – 1220 м
    5 к.сл. – 380 м
  • 6. Использовано:

    — забито 16 шл.на подъеме, в т.ч. для установки платформы 5 шт.
    — закладных элементов – 457
    — скайхуки дырочные и рельефные – 130
    — якоря и скальные фифы — 595

    Оставлено на маршруте:

    — крючьев шлямбурных – 16 на подъеме, 4 на спуске
    — крючьев якорных и других скальных крючьев — 50 на спуске

    Использовано всего ИТО – 1198

    7. Количество ходовых часов – 129

    дней вверх – 11
    дней на спуск – 2 (22 часа).
    Ночевки 1, 2, 3, 5, 10 в платформе над хорошей полкой, позволяющей поставить палатку.
    Ночевки 6, 7, 8 и 9 в платформе на стене.

    8. Руководитель: Темерев Иван Михайлович, МС, Томск.
    Участники: Суздальцев Егор Евгеньевич, КМС, Новокузнецк.
    Кашевник Антон Александрович, КМС, Санкт-Петербург.

    9. Выход на маршрут: 7:00, 14.07.17 г.
    на верх южного бастиона: 16:00, 24.07.17 г.
    возвращение в БЛ: 18:00, 26.07.17 г

    Классификации не подлежит

    Тактические действия команды

    Базовый лагерь расположен на высоте 4000.
    Для акклиматизации перед началом восхождения был совершен выход под Транго Нэймлес с
    ночевкой на 4800 и попыткой прохождения СЗ стены Транго Монах (~ до 5200).
    Работать на Транго Грейт начали без предварительной обработки маршрута, только,
    пользуясь окном в непогоде, 13 июля занесли большую часть снаряжения в кулуар под начало
    маршрута.

    14 июля (1 день). В 700
    старт на маршруте. Первым работает Темерев И.М. После
    прохождения участка R2-R3 в 1400 в месте стыковки с линией Украины-Красноярска
    встретили удобную полку для ночевки. Баулы оказались очень тяжелыми для быстрого и
    продуктивного движения, а рельеф очень ступенчатым и не простым для перемещения грузов.

    Решили поставить бивак на полке и провесить все имеющиеся веревки выше, чтобы с утра
    продолжить движение с минимальным запасом воды. До 1800 обрабатывали участки R3-R6.

    15 июля (2 день). Лидирует Суздальцев Е.Е. Цель сегодняшнего дня – подняться до снежника.

    К 800 поднялись по обработанным перилам и приступили к дальнейшему движению. Линия
    Хвостенко чрезвычайно логична и богата рельефом. Постоянно пытались свернуть направо в
    сторону своей, намеченной снизу линии, но скудный рельеф «сбрасывал» обратно.
    В 1330 в районе начала снежного пятна ушли по плитам вправо в надежде пересечь снежник по
    границе скал и снега.

    Предварительное наблюдение за этим местом показало, что сверху из расщелины между
    headwall-ом и бастионом СЗ стены из так называемого кулуара «Out of reality», совершенно
    произвольно и непредсказуемо сходят снежно-водяные лавины. Так как на верхней границе
    снежника скалы очень разрушены, а кошки были только одни на команду, то приняли
    решение пересекать снег маятником в нижней точке. В 1400 закачнули маятник через снежный
    кулуар.

    Дальше движение вверх вправо вдоль снежника по простым стенкам-полкам. Встретили
    хорошую полочку со снегом в кулуаре справа. Поставили над ней платформу.

    Обработали два
    участка вверх. Считаем, что с этой точки начался наш первопроход.

    16 июля (3 день). В 730 приступили к работе на маршруте. Первым работал Кашевник А.А.

    Участки R20-R22 очень сильно разрушены, много свободно лежащих живых камней,
    требуется передвигаться крайне внимательно!

    Вышли на большую полку под headwall. Поставили платформу. Недалеко есть снежник.

    Обработали участок R22-R23 на headwall-е.

    17 июля (4 день). Первые веревки снизу не казались трудными. Вышли на обработку только
    в 800 headwall-а, в 900 приступили к обработке. В этот день пройдены участки R23-R25. Первым
    работал Суздальцев Е.Е. Рельеф оказался существенно труднее, чем смотрелся снизу. На
    плите произошел вырыв скайхука с повисанием на съемном шлямбуре. Гранит покрыт очень
    разрушенной корочкой. Сделали поправку на этот факт и стали бить дырки под большим
    углом и глубже, чем обычно. Это сильно замедлило продвижение.

    Ночуем под headwall-ом.

    18 июля (5 день). В 800 приступили к обработке. За день доработали участок R25-R26 и
    начали обработку участка R26-R27. Первым работал Кашевник А.А. во второй половине дня
    Темерев И.М. Занесли воду в бутылках для работы на headwall-е на станцию R25. Ночуем под
    headwall-ом.

    19 июля (6 день). Перенесли платформу на станцию R26. Обработка участка R26-R27.

    Первым работал Темерев И.М., во второй половине дня Кашевник А.А. Ночуем на станции
    R26. Ночуем на стене. Ночью гроза.

    20 июля (7 день). Утром из кулуара, образованного headwall-ом и стеной американского
    гребня (с маршрутами «Bushido» и Михалицина) сошел крупный обвал.

    Визуально место
    нашего бивака под headwall-ом не задело, но следы остались в очень опасной близости.

    Темерев И.М. доработал ранее начатый R26-R27 и приступил к обработке следующего. Через
    15 метров передал лидерство Суздальцеву Е.Е. Появился очень трудный рельеф под якоря,
    фифы и закладные элементы. Рабочий срыв из-за разрушенности граниита. К вечеру Егор
    закончил участок R27-R28 за карнизом на микрополочке. Перевален психологический
    «рубикон». Появилась надежда на успешное прохождение headwall-а. Ночуем на станции R26.

    21 июля (8 день). Участки R28-R31. Первым работает Суздальцев Е.Е.

    Перенесли платформу
    на станцию R31.

    22 июля (9 день). Работаем на R31-R34. Первым работает Кашевник АА. Платформа на R33.
    23 июля (10 день). Прошли headwall и перенесли платформу под вершинный бастион на R35.

    Обработали R35-R37 и часть участка R37-R38. Первым работал Темерев И.М. Ночевка на R35.

    24 июля (11 день). Вышли на штурм. Прошли R37-R42. После прохождения стены
    вершинного бастиона и выхода во внутренние углы и на слабовыраженные гребни сложность
    рельефа слегка уменьшилась, но не настолько, чтобы обуть скальники и существенно
    ускориться. Зато сразу пропали все шлямбура и станции. Стали изредка попадаться спусковые
    крючья и закладки. Первым работал Темерев И.М.

    В 1630 поднялись на полочку со снегом. Далее гребень, уходящий в сторону вершины
    Транго-Тауэр, Западная. Визуально, до жандарма на гребне, который назван коллегами южной
    вершиной и на котором почти все рисуют окончание своих маршрутов, осталось пара
    участков В активе было: многодневное урезание продуктового пайка, с целью растянуть
    запасы на больший срок, что не сказалось позитивно на работоспособности команды, а также
    холод, пробивающий зимние куртки из прималофта, приближающаяся темнота через 2,5 часа,
    11-й день работы на пределе с 3-4 утра до 19-20 часов вечера и перспектива 4-5 часов ИТО по
    голым плитам. Это в оптимистичном прогнозе.

    Решение команды было единогласным – постановили, что достигли высшей точки маршрута,
    которую назвали «южным бастионом южной вершины Great Trango» и начали спускаться
    вниз, забив свой шлямбур, потому что ни местного железа, ни рельефа под него не было.

    В платформе на полке под бастионом были около 2100

    25 июля (12 день). Ночью шел снег. Утром пробуждение затянулось, ждали улучшения
    погоды и восстанавливали силы.

    Справа от нашей линии во время подъема по маршруту периодически видели спусковые
    станции от команды Красноярска (2007г. Михалицин). При прохождении headwall-а на всех
    станциях забивали шлямбура, для возможности аварийного спуска. Однако, последняя
    веревка, перед выходом на полку, изобилует огромными «перьями» и прочими, непонятно как
    стоящими, радостями, которые мы обходили по правой стене угла. Высока вероятность
    застревания веревки и сдергивания тяжелого «подарка».

    Решили двигаться по пути спуска красноярцев. Начало совпадает с американским маршрутом.

    Много шлямбуров и полок для ночевок. Из-за опасности застревания веревки при
    продергивании старались оставлять карабин в станции и делали много коротких «дюльферов».

    После ухода с американского гребня на СЗ стену на одной из полок встретили баул с железом
    и старой платформой из перкалевой ткани. Собрали около 25 крючьев.

    Спустились на полку под основанием headwall-а только к 2030.

    26 июля (13 день). На перегибе полки забили шлямбур для лучшего продергивания. Так как
    красноярские дюльфера не превышали 45 м, то приходилось разбирать их станции и
    перебивать на длине 55-60 м. Везде оставляли станции из двух точек. Очень пригодились
    найденные крючья и собранные на вершинном бастионе на первых трех участках карабины.

    В средней части «подошвы» (подхода под headwall) при уходе с полки в сторону гигантского
    карниза забили второй шлямбур.

    Через два дюльфера после этого прошли пешком по полкам и простым стенкам около 70
    метров, забирая влево (в сторону ледника). Здесь нашли шлямбур. Забили свой и через два
    дюльфера вышли на большую осыпную полку. До спуска пешком остался один небольшой
    бастион. Долго высматривали линию оптимального движения. Взяли немного левее и метров
    на 150 спустились пешком, иногда по психолигески неприятным с баулом бараньим лбам.
    За два дюльфера скатились на пешеходную сыпуху.

    Время около 1900

    Описание маршрута по участкам

    Подход по кулуару, в который периодически падают лавины с ледника на шапке Большого

    Транго. Кулуар может быть со снегом.

    R0-R1 Внутренний угол, уводящий направо на скальный гребень, разделяющий два кулуара,
    простое лазание. Станция на полке.

    R1-R2 Серия углов забирающих вверх.

    R2-R3 Серия углов и стенок петляющих между небольшими карнизами. Очень сложно
    организовать транспортировку грузов. Станция на большой полке. Отсюда линия совпадает с
    украинско-красноярским маршрутом.

    R3-R4 Скальная стенка уводящая за угол к основанию внутреннего угла. По углу висит старая
    брошенная веревка. Наверху закреплена на шлямбуре.

    R4-R5 Монолитная скальная стенка с серией щелей пригодная для свободного лазания. Сложное
    лазание. Станция висячая

    R5-R6 Стенка становится круче. Предельно сложное лазание. Пара шагов на ИТО. Страховка
    надежная. Станция под небольшим карнизом.

    R6-R7 Движение направо по скальной стенке выводящей к щели местами забитой травой.

    Встречается пара шлямбуров. Несколько шагов на ИТО. Свободное лазание сложное. Станция на
    большой полке.

    R7-R8 Большой мокрый внутренний угол.

    R8-R9 Серия скальных стенок. Выводят на большую полку с травой. Полка закрыта карнизом.

    Здесь была первая ночевка команды Хвостенко. Отсюда вправо вверх – уходим с украинско-красноярской линии.

    R9-R10 Скальная стенка выводящая под лежащие плиты.

    R10-R11 Предельно сложное лазание по плитам на трении. Бедная страховка, пришлось сделать
    2 шага на дырочных скайхуках. Станция на стационарном шлямбуре Petzl, забитом предыдущими
    восходителями. Скорее всего, это станция на маршруте Коптевой. Блокируем шлямбур с якорным
    крюком.

    R11-R12 Спуск-маятник вниз на 50 м и направо через снежный кулуар.

    R12-R13 Простое лазание по серии стенок-полок выводящих к неявно выраженному контрфорсу.
    Движение вправо вверх вдоль снежника. На выступе встречаем шлямбур явно не постсоветской
    команды.

    R13-R14 Продолжаем движение вправо к большой осыпной покатой полке. Простое лазание.

    Ставим над полкой платформу. Справа внизу в 15 метрах в кулуаре есть снег.

    R14-R15 Скальная стенка с несложным лазанием выводящая к основанию монолитной скальной
    стенки.

    R15-R16 С этого участка считаем, что идем первопрохождение. Серия монолитных трещин с
    закругленными краями. Предельно сложное лазание. Местами ИТО. Трещины забиты землей.

    R16-R17 Камин между двумя карнизами выводящий в основание внутреннего угла.

    R17-R18 Движение по внутреннему углу. Переодически приходится делать шаги на ИТО

    R18-R19 Внутренний угол с неявной щелью. Приходится регулярно использовать ИТО.

    R19-R20 Внутренний угол с неявной щелью. Приходится регулярно использовать ИТО.

    R20-R21 Движение направо по плитам через большой внутренний угол к большой полке. Бедная
    страховка. На полке очень много свободнолежащих камней.

    R21-R22 Очень разрушенный рельеф. ИТО по трещине, выводящей к внутреннему углу,
    наклонно уводящему налево на огромную полку у основания headwall-а.

    R22-R23 Серия внутренних углов незначительно забирающих направо.

    R23-R24 Движение на ИТО по монолитной трещине в основание узкого внутреннего угла.
    Станция на маленькой полочке.

    R24-R25 ИТО на дырочных скайхуках по плите к правому нижнему краю серповидного карниза.

    В верхней части с него снова выход на монолитную плиту. Станция висячая.

    R25-R26 По монолитной плите ИТО на дырочных скайхуках сильно забирая налево к неявно
    выраженному отколу-трещине. Станция висячая.

    R26-R27 Предельно напряженное ИТО на скайхуках по слегка подвисающей плите. Крайне
    ненадежная крошащаяся порода, покрытая нашлепками. Станция висячая.

    R27-R28 ИТО на дырочных скайхуках под основание трещины. Далее ИТО влево-вверх-вправо
    по трещине. Трещины образованы крошащейся породой с песком. Затем по внутреннему углу с
    крошащейся породой к закрывающему сверху длинному карнизу. Станция справа над карнизом на
    маленькой покатой полочке.

    R28-R29 Сложное ИТО по двум параллельным глухим щелям.

    R29-R30 ИТО по глухим нависающим щелям. Края трещин крошатся. Станция на небольшой
    полке.

    R30-R31 Серия монолитных внутренних углов замкнутых карнизами. Выводит к основанию
    обледенелого камина заткнутого пробкой.

    R31-R32 ИТО по стенке справа от камина по серии глухих трещин к основанию огромного
    камина. Крайне ненадежная страховка.

    R32-R33 ИТО по залитой льдом трещине в обход карниза. Карниз обходится слева по стенке.

    Далее по залитому льдом внутреннему углу.

    R33-R34 ИТО по правой стенке камина в обход затыкающей его огромной пробки-откола
    (непонятно как и на чем держащемся). Далее по стенке на скайхуках направо к трещине и затем
    сложное ИТО на маленьких закладках.

    R34-R35 По простому внутреннему углу к основанию вершинной башни. Ночевка справа на
    большой полке со снегом.

    R35-R36 Сложный траверс налево по плите к основанию монолитной трещины – серия
    маятников по местным шлямбуров, подлазов и ИТО на якорях. Далее сложное ИТО по трещине.

    Станция висячая на стационарных шлямбурах.

    R36-R37 ИТО по трещине. В верхней части она расширяется превращаясь в узкий камин.

    Станция висячая на стационарных шлямбурах.

    R37-R38 ИТО по трещине, переходящее в ИТО по голой плите (местные шлямбура). Затем
    сложное ИТО на якорях, переходящее в трудозатратное ИТО по выкидывающей из себя трещине в
    небольшом внутреннем углу. Станция висячая на стационарных шлямбурах.

    R38-R39 Сложное ИТО внутренний угол выводящий на гребень. Станций и шлямбуров больше
    нет.

    R39-R40 Пересекаем подлазами неявно выраженный кулуар налево и выходим на скальную
    стенку выводящую к трещине проходимой на ИТО.

    R40-R41 ИТО по плите идущей по слабовыраженному гребню

    R41-R42 Лазание по внутреннему углу. Выход на полку со снегом под стеной с карнизом. Далее
    гребень, уходящий в сторону вершины Транго-Тауэр, Западная.

    Это высшая точка достигнутая нами. Забили спит (шлямбур) и начали спуск обратно.

    Фотоилюстрации


    Читайте на Mountain.RU:

    .