Без рубрики

Первопрохождение стенного маршрута «Капитан» (Екатериновский массив) / Горы Мира.Сибирь /

Автор: Владимир Марков, Краевой клуб альпинистов «Тихий Океан», г. Владивосток

Первопрохождение стенного маршрута «Капитан» (Екатериновский массив)
Читайте на Mountain.RU:
Авторскую страничку Владимира Маркова

Отчет о первопрохождении маршрута «Капитан» по левой части Юго–Восточной стены массива Екатериновка (Партизанский район, Приморский край). Маршрут пройден в ноябре 2001 года в рамках проекта «Высокие стены Приморья»

Руководитель:
Марков В.С. – 1 сп.р. по альпинизму.

Участники:
Ищенко А.В. – 3 сп.р. по альпинизму.
Родионов А.Ю. – 3 сп.р. по альпинизму.
Кулаков А.А. – 1 сп.р. по скалолазанию.


Марков В.С.

Кулаков А. А.

Ищенко А. В.

Родионов А. Ю.

Когда я проходил под стеной Екатериновского массива, мне постоянно бросался в
глаза суровый вид карниза в верхней части стены.

Какие только легенды о нем не ходили. Сколько раз подходили под карниз и отступали
альпинисты Приморья.

В конце 70-х годов под карнизом были альпинисты из г. Находки: Мороз А. и Гордеев А. Я хорошо
помню несколько попыток в двойки пройти карниз скалолазами из г. Владивостока:
Петровым А. и Мерзляковым. В.

Надоело отступать. В начале 2000 года все понимали — пришло время распечатать этот маршрут. Наш клуб пробовал
силы. Причем выбрал сразу маршрут с элементами 5 – 6 категории сложности. Попробовали
первый раз. Кончилось травмой. Подождали почти год, никто не хотел быть первым.

В 2001 году в мае начали работать по центру стены. В это время для альпинистов города
Находки главное было сам карниз. Центр стены они обошли другим маршрутом. К карнизу
подошли траверсом и прошли сам карниз. Пока они праздновали, мы прошли саму стену
и через карниз вышли на гребень.

В начале поведение молодых ребят из Находки меня глубоко разозлило. Пообщавшись
с ними, я понял, что главное — это не кто прошел карниз первый. Это просто факт. Главное — что ты хочешь и при этом делаешь. Стен на наш век хватит всем, только ходите. Ну а наш клуб
после первопрохождения этой стены понял, что впереди еще много работы, интересных
маршрутов. Жизнь продолжается. А ребятам из Находки — Логиновскому и Потанину
наш «физкульт привет».

Паспорт восхождения

Класс — скальный.

Партизанский район, Приморский край, массив «Екатериновский».

По центру Юго-Восточной стены, через карниз.

Вольное название — «Капитан». (Ориентировочно) первопрохождение.

Протяжность маршрута — 120 метров.

Средняя крутизна маршрута 80 градусов

Использовано на маршруте

— скальных крючьев 2519

шлямбурных крючьев 94

коронки «Petzl» 2724

закладных элементов 44

фрэндов 86

скай хуки по дыркам 5353.

Оставлено крючьев на маршруте:

— скальных крюка 2

шлямбурных 9

коронки «Petzl», без ушей 27

Общее время восхождения: 38 часов.

Выход на маршрут:

Предварительная обработка – 3 ноября – 6 час. 4 ноября – 6 час. 10ноября – 6 час. 11 ноября – 6 час. 17 ноября 2001 года 8 часов.

Вершина — 18 ноября. После 6 часов работы группа поднялась на вершину.

Обзор района восхождения


схема района

Екатериновский массив находится около пос. Екатериновка, точнее расстояние до него — около 1 километра.

Подойти или подъехать к Екатериновскому массиву можно или по дороге или на электропоезде.
Рядом с массивом проходит основная ветка для поездов, и на ней находится остановка
«Подстанция 95 км».

Около Екатериновского массива находятся жилые дома, есть колонка. Под самой
стеной — удобная поляна для размещения лагеря. В этом месте неоднократно проводились
соревнования различного ранга, ( в т. ч и Российского масштаба). Проводятся регулярные
тренировки по скалолазанию.

Путь подьезда на автомобиле:

1. Город Владивосток – пос. Шкотово – пос. Центральное – перевал – г. Партизанск-пос.
Екатериновка – Водозобор — подстанция 95 км. — скалы Екатериновского массива.

2. Город Владивосток – пос. Шкотово – г.Находка – пос. Екатериновка – Водозобор
— подстанция 95 км. – скалы Екатериновского массива.

Подьезд на электропоезде:

1. Город Владивосток – пос. Тигровый – г. Партизанск – пос. Б.Кузнецово – Подстанция
95 км. (Некоторые электропоезда на подстанции не останавливаются, тогда нужно
ехать до пос. Екатериновка и возвращаться назад к скалам Екатериновского массива.)

2. Город Находка – пос Екатериновка – Подстанция 95 км.

Теперь о самом маршруте


Фрагмент стены с нитками маршрутов
«Капитан» и «Илья Муромец»

Практически это самый сложный маршрут в этом районе. Колорит ему добавляет 7-ми
метровый карниз в средней части маршрута.

Стена позволяет проложить еще не один маршрут. Рядом с намеченными маршрутами
пройден маршрут «Восточный Удар», «Западный Удар», «День победы».

Левая часть юго-восточной стены Екатериновского массива находится прямо над
основной веткой железнодорожного полотна.

Вам остается пересечь линию и двигаться вдоль стены по направлению к пос. Екатериновка
(по ходу вы пройдете под маршрутом Шкарбона, День Победы. )

Хорошая привязка – маршрут начинается с ярко выраженной полки 20 – 30 м. шириной.
В целях безопасности двигаться на эту полку по зараннее навешанным перилам, длинной
40 м.

Под полкой начинается небольшой кулуар заканчивающий стенкой высотой 5 – 7 метров,
затем двигаетесь по крутому склону до полки. Палатку желательно ставить не под
маршрутом, а на растоянии 50 м. от него. Не доходя до самого маршрута 50 м., вы
увидите удобную безопасную поляну для бивуака


Фото 2-3
Вид на стену справа

Схема 2
Профиль стены

Фото 4-5
Профиль стены маршрута

Описание маршрута по участкам


Схема UIAA

Отличительной особенностью маршрута является большой карниз с выносом 7 метров, а участок «серых плит» является отслоившейся породой, что
психологически затруднило прохождение маршрута.

Весь маршрут был пройден с организацией
первым перил, и прохождения их остальными участниками с использованием зажимов.

Первый работал без рюкзака на двойной веревке.


Фото 6
Схема и общий вид маршрута

Участок R0 – R1

Внутренний угол, уходящий влево. Протяженностью 7 м., крутизна 80*, а2 категории
сложности.
(Страховка: скальные крючья, френды, закладные элементы.)

Для надежности страховки забито два шлямбурных крюка. Угол заканчивается наклонной
полкой. Разворачивается и переходит в скальную стенку, сильно разрушенную. Крутая
скальная стенка с заглаженными формами рельефа.

Протяженность участка 20 м., крутизна 80*, А3 категории сложности. Мест для организации
промежуточных точек страховки и ИТО мало, и они не надежны.

Прохождение на ИТО предельно сложное.
В целях безопасности прохождения использовались шлямбурные
крючья. В основном идется на скайхуках по дыркам.


Фото 7-8
общий вид маршрута

Промежуточные точки страховки – крючья, закладные элементы.

Через 2-3 дырки били спит — 12 мм.( Для надежности страховки забит один шлямбурный
крюк.). Выход на неявную полку. Протяженность 2м., крутизна 75*, А2 категории
сложности.

Далее по стене, все сильно разрушено. Отслаивается нашлепками. Сложное лазанье
с применением ИТО, скайхуки по дыркам. Через 2-3 дырки били спит — 12 мм (Страховка:
скальные крючья, закладные элементы).

Траверс влево по наклонной плите. Протяженность участка 13м., крутизна 75*, А3
категории сложности.

Подходим к маленькой полке. Протяженность 2 м., крутизна
60*, А2 категории сложности.
В этом месте делаем станцию для приема участников.

Станция: шлямбурный крюк 12 мм и спит(Petzl) 12 мм. Неудобная наклонная полка в этом
месте не позволяет расслабится.

Участок R1-R2.


Первая веревка.
Участник начинает работать
по внутреннему углу

Середина 1-ой веревки.
Участник выходит с внутреннего
угла на отвесную стену

Гладкая стенка с маленькими навесаниями.
Протяженность участка 24 м., крутизна
80*, А3 категория сложности. Проходится при помощи отверстий для скайхуков.

Выходим на полку. Протяженность 1 м., крутизна 45*. Выходим на маленькую стенку.
Протяженность участка 5м., крутизна 60*, А3 категория трудности.

Стена ближе к
карнизу выполаживается. Сложное лазание на ИТО. С использование скай-хуков. (Страховка:
спиты — 12 мм).

Станция под карнизом на двух шлямбурных крючьях 12 мм. Находится на станции продолжительное
время нежелательно. Неудобное место.

Карниз. Вылет карниза 6 метров. Проходится на ИТО. Крутизна 150*, 6/А4 категория
сложности. В нижней части карниз прорезан метровой щелью. Хорошо идут френды средних
номеров. На карнизе забит шлямбурный крюк 12 мм , 2 спита (Petzl) 12 мм, скальный
крюк.


Утром работа начинается
с перильной веревки

Под карнизом находиться контрольный тур. На выходе карниза сделана промежуточная станция. Станция, шлямбурный крюк 12
мм и спит (Petzl) 12 мм. Все проходится при помощи крюконог, лесенок.

Рекомендации последующим группам: не нагружать шлямбур, на котором весит контрольный
тур, крюк в критическом состояние. После прохождения карниза, на небольшой полке необходимо принять участников на промежуточной станции.
Так как карниз имеет вынос 7 метров и участник выходит на всю длину веревки, то
слышимость команд ухудшается, что может перевести к снижению скорости прохождения
участка всей группы.


Общее фото Карниза

Участок R3-R4.

В начале участка мы сделали станцию, для облегчения дальнейшей обработки маршрута.
Стена с небольшим навесом. Продолжительность участка 5м., крутизна 75*, А2 категория
трудности. Проходится на ИТО. Выход на наклонную полку. Протяженность участка
15м., крутизна 55*, А1 категория трудности.

Траверс вправо, по наклонной полке, без набора высоты к основанию вертикальной
стены. Проходимая свободным лазанием. (Страховки: спиты(Petzl)12 м., крючья, фрэнды).
Подходим к небольшой стене. Протяженность участка 5 м., крутизна участка 65*,
А1 категория трудности.

Станцию первый участник делает через деревья на гребне. Маршрут в этом месте заканчивается.
Спуск к бивуаку по тропе, которая идет по гребню в сторону маршрута «В.Шкарбона».
Затем уходит вниз к насыпи железной дороги.

Вдоль насыпи до лагеря хорошая тропа. Маршрут закончен.

Впечатления учатников экспедиции от маршрута «Капитан»


Лидер на 2-ой веревке подходит к карнизу
Страховка на сдвоенной веревке c первой станции
Страховка висячая, удобно стоять на лесенках.
Третий жюмарит по перильной веревке.

Марков В. С.:

Первый раз я приехал на Екатериновский массив в начале 80 годов. То, что я увидел,
шокировало. Вертикальные, гладкие стены, неприступные карнизы. И все это полным
ходом осваивалось альпинистами и скалолазами города Находки.

Сверху все было окутано тросовой системой страховки. Еженедельно проводились
тренировки, соревнования. Первый серьезный маршрут я прошел в тройке. Эйдус С., Шлемченко С. и я по маршруту В. Шкарбана. Вы знаете, я и сегодня досконально помню каждую
веревку этого маршрута.

Прошло много лет. С кем только я не поднимался на этот маршрут. Других маршрутов
у меня не было. Не понимаю до сих пор почему. Два года назад как что-то перевернулось
во мне.

Стали закупать новое снаряжение, приобрели платформу. Брали только образцы современного
снаряжения, только передовые фирмы.

Уже в конце 2000 года был намечен маршрут по стене с 7-ми метровым карнизом.
Не одна группа хотела подняться по этой стене. Многие говорили банальные фразы,
что все нужно идти как можно меньше применяя искусственные точки опоры, страховки.
Эту же стену нужно тупо бить. И стояла стена много лет. И как говорится «достоялась».

В начале 2001 года, а точнее в июне месяце была осуществлена первая попытка. Окончилась
безуспешно. Срыв и травма участника отодвинуло прохождение стены на осень. За
это время в клуб пришли молодые участники, уже накопившие (хоть и небольшой) опыт
лазания по скалам. Что обеспечило большую уверенность в осуществлении нашей затеи.
И, наконец, пришел ноябрь.


Первый участник на карнизе
В середине участка на шлямбуре
банка (контрольный тур.)

Осень выдалась в Приморье теплой. С первого дня прохождения стены поняли, что
так просто маршрут не пройдем. В первый день налетался Ищенко. Скованно чувствовал себя Родионов. В атаку ринулся Кулаков. Первыми работали все. В любом случае от исхода нашего мероприятия участники
должны были по плану получить опыт работы лидером.

На второй день срыв и полет Кулакова более чем на 9 метров насторожили меня.
Если в начале такое, то что будет на карнизе? Карниз не дался Ищенко, и это естественно,
у этого человека в жизни первая стена.

Ну, конечно, опять Кулаков. В этой части маршрута побывали уже Находкинцы. Они
умудрились пойти совсем другим маршрутом, затем, сделав траверс 2 веревки, подойти
под карниз. Метод оригинальный. Остается им пожелать в следующий раз маршрут делать
более логичным. Ведь, если маршрут удается, нужны ли пустые траверсы по стене.

Итак, карниз проходили целый день. Дырки под съемные шлямбурные крючья, что проделали
Находкинцы, нам не подошли. Диаметр 8 мм нас не устраивал. Мы били отверстия на
12 мм. для спитов.

На следующий день прошли карниз, и вышли на верхнюю часть маршрута — косую полку.
Траверс полки изрядно заставил поволноваться Ищенко. Он шел последним и собирал
снаряжение.

Итак маршрут сделан, первый шар брошен. И ненадолго перерыв. Зима, я чувствую,
будет у нас бурная.


график движения

Ищенко А. В.:

Новая экспедиция, новая стена. Понятно, что не всегда идешь на ту стену, на которую
хочется. До сих пор наши планы исполнялись.

Когда мы воочию увидели стену, то просто дух захватило от масштаба и крутизны.
Летом была первая попытка впервопрохождения стены, но срыв участника остановил
нас. Тогда я сказал «Теперь я знаю, как пройти эту стену, но не знаю, кто это
сделает».

Полным ходом шла подготовка к повторному восхождению. Целое лето я оттачивал
ИТО-шную технику. Для тренировки мы клубовской командой пробежали ребро Шкарбана.

Мы поняли, что можем работать сложные маршруты сложившимся составом.

И Володя предложил маршрут на стену через карниз. Эта супер стена была его давней
мечтой. Она никому не доступна до 2001 года. Почти 20 лет закрыта эта стена. И
вот ее открывают. Мы приняли предложение Володи, и дело закрутилось. Заявилась
связка из Находки, но они выбрали более легкий подход к карнизу.

Володя, собрал большую часть снаряжения для такого маршрута.

У меня родилась идея, пройти стену не просто красиво, а в рамках проекта «Большие
стены Приморья».


Первый подходит к карнизу

Мы задумали пройти совершенно новый для нашей команды маршрут.

Все эти обстоятельства сложились более или менее удачно. И появилась возможность
совершить такое восхождение, которое относится к уровню альпинистских достижений.
Стена испытала наш проект и с технической и с психологической стороны, проверила
наш командный стиль работы. Проект оказался реалистичным.

Несмотря на то, что все сложилось удачно, мы сильно выработались. Даже не физически.
Я испытывал большое психологическое напряжение от постоянного висения. Это напряжение
усугублялось длительностью восхождения. Для такой работы нужно иметь очень крепкую
психику…На первой веревки я налетался в до воль. Сильно давило то, что на этом
участке был серьезный срыв. Но я отработал, как положено. Оценив ситуацию, мы
решили отклониться от намеченной тактики, и вышли на гладкую стену – зеркало.

В ход пошли скайхуки по дыркам. Через 2-3 дырки били спит. Участок психологически
труден, много живых нашлепок, все гудит, но путь лежит через них. Лезешь на грани
фола, судья строгий, и малейшая ошибка тебе выйдет минимум 5 метров свободного
падения. А это расстояния отвоеванные у стены.

При прохождение карниза я плохо подготовился психологически, и срыв меня отодвинул
на второй план. Я судорожно смотрел на поломаный френд, который секунду назад
держал меня. Эстафету я передал Кулакову, он сделал все как надо.

И вот питч пройден, я чищу последнею веревку, на которой мне пришлось особо поволноваться.
Наверху слышу крики, это победа. И вот я наверху, маршрут «Капитан» пройден. Собираем
железо, маркируем веревки и, вкушая победу, бредем домой.

Первая стена «Капитан» в проекте «Большие стены Приморья» пройдена.


Работа на карнизе

Кулаков А. А.:

Маршрут представляет собой до карниза и сам карниз с выходом после него чисто
технические трудности. После карниза в более теплые месяцы возможно прохождение
лазанием, что подтверждено связкой Потанин А. Логиновский В.

Трудности, связанные с прохождением, имеют несколько составляющих:

1. Маршрут сам по себе очень сложен и требуется навыки более простых прохождений

2. Сильная разница метеоусловий в течение дня (порывистый ветер умеренный до
сильного)

3. Недостаточная психологическая подготовка. Нависающие камни рождают неуверенность
и чрезмерную осторожность. Маятники, скайхуки по дырками рельефу, боязнь срыва
для ведущего

4. Недостаточная техническая подготовка: впервые довелось бить спиты и шлямбура.
Причём моё крещение началось на стене 90-100 гр. Недавно освоена техника передвижения
на крюко-ногах по лесенкам (скайхуки по дырками). Желательно пользоваться при
подобных восхождениях пробойником меньшего диаметра — для экономии времени и сил.

5. Недостаточные знания и умения по прохождения карнизов и выходов с них.

Рекомендации:

1. Пользуйтесь снаряжением подогнанным непосредственно под вас.

2. Используйте наиболее освоенную технику, крюко-ноги либо ленточные лесенки
(я склоняюсь к первому варианту).

По просьбе Маркова я внимательно осматривал скалу на предмет прохождения свободным
лазанием:

1. Вн. Угол до вых. на стену(6-7м).

2. На уровне 30м от площадки влево от маршрута возможен подъем влево-вверх.движение
осуществляется по небольшим покатым зацепам, покрытыми землёй и травой.

3. Выше ст.1 влево, затем вверх либо вверх. Рельеф сильно расчленён, велика вероятность
сброса камней.

4. Ниже ст.2 (под карнизом) 5м полка. Вправо от этой полки стена выхолаживается
образуя неярко выраженный внутренний угол. Возможно прохождение. Однако, порода
в этом месте отслаивается — продвижение небезопасно.

5. При наличии навыков прохождения наклонных трещин возможно движение до конца
трещены, выходящей на карниз.

6. После выхода через карниз, возможно прохождение свободным лазанием. Рельеф
сильно расчленён, требуется максимум внимания.

.