Осенью 2006 года мне попалась на глаза распродажа авиабилетов «Сибири». Распродажа была очень «сладкая»! Особенно привлекли своей ценой (3800 руб. в оба конца) билеты до Иркутска. Я соблазнила билетами еще 6 своих товарищей, и с октября по февраль мы жили в предвкушении зимнего Байкала. По мере накопления информации о зимнем Байкале я наткнулась на статью Александра Токарева и Олега Шагова об их зимнем путешествии по льду Байкала на коньках. Вот это был фурор! Я была в восторге! Идея путешествия на коньках на длинные расстояния мне очень импонировала. Во-первых, она полностью соответствовала моему внутреннему настрою на автономные многодневные путешествия по красивым местам во-вторых, это было что-то новенькое. И ведь не зря же я несколькими годами ранее, окунувшись в мир горного и лыжного туризма, раздумывала на такую тему:
«Вот есть велосипеды – на них можно кататься в рамках одного дня, а можно ездить в путешествия. Есть байдарки, на которых тоже можно ходить на выходные в Подмосковье или уехать на 2-3 недели в далекие регионы. Есть лыжи, на которых можно ходить в многодневные походы. Значит, можно и на коньках устроить что-то подобное? Ах да, для этого нужен лед, причем много льда! Где же такое найти?» – вздыхала я. Только картины голландских живописцев, где простая городская публика 17-18 вв. рассекает по льду протяженных городских водоемов на коньках с длинными закругленными лезвиями, продолжали поддерживать во мне уверенность в том, что когда-то концы должны сойтись с концами…
В тот раз, в 2007 году, кроме вышеуказанной статьи, мне не удалось накопать никакого материала по конькам для соответствующих путешествий, мы успокоились и съездили просто на Ольхон, погуляли по его западному и восточному берегу, съездили на экскурсию в Узуры и к Хобою. Ольхон, ледяные натеки на прибрежных скалах, ледяные пещерки и невероятно ровный и прозрачный лед Байкала, когда на коньках можно укатить на несколько километров, и эти несколько километров имеют покрытие получше, чем на московских городских катках – все это было сказочно! Мне очень понравился Байкал зимой, а идея про путешествие на коньках не угасла, а стала ждать нового витка событий.
Новый виток произошел осенью 2009 года, когда я опять же нашла довольно привлекательные билеты «Сибири» по 6400 руб. туда-обратно до Иркутска. Параллельно с билетами я обнаружила, что путешествия на коньках по Байкалу стали уже не единичными, что иркутяне делают такие вылазки довольно регулярно и что на форуме сайта www.angara.net теперь уже можно найти много информации для подготовки к аналогичному путешествию. Я кинула клич в народ и тут же нашлось несколько единомышленников. Саша Ж. (с большим жаром поддержавший идею похода и все-таки так и не поехавший с нами) удивительно быстро накопал ссылку на компанию «Shilov skate», у которой мы впоследствии приобрели наши коньки для путешествий. Все складывалось: единомышленники, коньки, информация, билеты! Надо было действовать.
Предпоходная подготовка была не очень суетной: неторопливо купили билеты и коньки, постепенно стали их опробовать на городских катках, появились мысли, как усовершенствовать коньки параллельно с этим я читала отчеты других путешественников и отслеживала ледовую ситуацию на Байкале. Уже ближе к делу (когда, наконец, прояснился маршрут нашего пути) нам пришлось озаботиться транспортом и прочими вопросами. Вот в последние дни пришлось немного поднажать: и раскладка, оказывается, у нас не готова, и коньки не у всех поточены, а крепления переделаны, и вместо заказанного, было, автобуса был обнаружен рейсовый. Маршрут, кстати, был выбран ближе к отъезду (до этого было несколько глобальных вариантов), т.к. ледовая ситуация на озере меняется довольно быстро (в течение примерно недели): может за одну ночь навалить столько снега, что потом на коньках не сладко придется, а может за несколько дней раздуть снежное покрытие, лежавшее месяц…
Итак, зимний Байкал… Далее сухие подробности нашей поездки. Надеюсь, их сухость скрасят фотографии, говорящие больше, чем слова.
Зимний пейзаж
Грани Байкала
Наш запланированный маршрут Бугульдейка – Листвянка (около 140 км ) прошли полностью в нужные сроки. Погода была прекрасной, как и ожидалось: от -2 до +4 днем, от -11 до -2 ночью (вернее в то время, когда мы еще смотрели на градусник). Вот только начиная с третьего дня, все время дул встречный ветер.
Про ветер
Во-первых, когда ветер (а он там неслабый), кажется существенно холоднее, а лицо приходится упаковывать в балаклаву и горнолыжную маску. Во-вторых, ветер существенно сказывается на скорости передвижения. Коньки – очень податливы, а наши спины с рюкзаками оказались хорошими парусами (особенно это было заметно по Лизе). Когда на второй день подул попутный ветер, нас в буквальном смысле понесло вперед! Конечно, хотелось бы, чтобы он дул не так сильно, а то что это за дело, когда все начинают падать оттого, что на скорости не успевают разглядеть мелких трещин и попадают туда коньком, и когда девушку, сидящую на рюкзаке, сдувает с места прямо с рюкзаком! Но зато в тот день мы проехали самое большое расстояние ( 36 км ). Когда же ветер стал дуть нам навстречу, скорость заметно упала. Без палок при таком ветре ехать почти невозможно!
Про лёд
Большую часть пути, к счастью, как и декларировали метеоснимки, лёд был зеркально-чистым! Это было сказочно для созерцания и очень приятно для катания! Представьте себе огромный каток отличнейшего качества, и совершенно незагруженный другими катающимися! Ммммм… Были местами ледовые торосы (нагромождения обломков льда самых разных размеров), но в основном у берега. С ними несколько раз приходилось бороться, пробираясь на берег на ночевку (возле берега они были метров по 50 шириной, а просто посреди озера – обычно шириной в метр). Иногда (но тоже не очень часто) встречался так называемый (нами) «шершавый» лёд. Это когда визуально он вроде прозрачный и ровный, но видно, что местами, в мелких ямках, скапливается снег. Всего лишь небольшое пятно 3*3 см, пролежавшее на льду в условиях заветривания больше 2-3 дней, — а скорость на этом пятне теряется мгновенно! На таком льду приходилось снижать скорость и аккуратно маневрировать между такими пятнами. Еще были фрагменты просто неровного льда типа стиральной доски, но это переживаемо, да и не так их много было. Но самая печальная ситуация ждала нас на участке Большие Коты – Листвянка. Подчас льда вообще не было видно под снегом, приходилось идти пешком. Хорошо еще, если и снег лежит длинной полосой – коньки чем-то напоминают кошки, и ходить по слежавшемуся снегу в них удобно (лезвия проваливаются, а ты как будто в обычных ботинках идешь). Но когда куски снега и льда чередуются – это очень трудоемко! Еще один раз вечером выпал снег (прошла снежная метель продолжительностью около 10-15 минут и на льду образовался ровный снежный покров, напоминающий тонкую-тонкую пуховую шаль), и Байкал мигом преобразился: он стал белый, как и все остальные озера, покрывающиеся зимой снегом. Тоже симпатично. Ехать особо не мешал такой снег, вот только некоторые трещинки стали не видны… В целом я считаю, что со льдом нам очень и очень повезло!
Нельзя, конечно, не упомянуть про красоту льда, про разнообразие его рисунков, трещин, форм, цвета. Этого словами и даже фотографиями не передать! Красив он, в общем! Те места, где трещин нет вообще, похожи просто на гладь воды. Ехать по таким местам даже немного страшно: кажется, что под тобой только вода… А по вечерам лёд начинает трещать, ухать, булькать… Было немного страшно ночевать на льду Байкала, прижимаясь ухом к Его нутру и слыша, как громко происходят Его пищеварительные процессы – как будто пучина поглощала кого-то и медленно пережевывала…
Про места
Ну что сказать? Маршрут изначально прокладывался не только с учетом открытого льда, но и с учетом красивых мест, которые мы могли бы увидеть. Места очень понравились. Была на большей части этого побережья летом – интересно было сравнить летние и зимние виды. Зимой есть большой плюс: гораздо доступнее становятся многие места, к которым летом можно только по воде добраться! Даже сложно что-то выделить: понравилось побережье после Бугульдейки, в районе бухты Песчаной, в районе мыса Кадильный и после Больших Котов. В некоторых местах можно было увидеть наледи на прибрежных скалах. Конечно, после увиденного на Хобое и в Узурах (на о-ве Ольхон) здесь картина более блеклая, но все равно красиво, только масштабы поменьше… Берега в основном сосновые. Найти стоянку можно не в любом месте (примерно половину береговой линии берег обрывается в озеро скалами), но всегда можно. Причем красивую и с хорошими дровами! А самое главное зимой – никого вокруг нет!!!
Про людей
Видели несколько раз (раза 3 за время путешествия и раз 10 в районе Б.Котов-Листвянки) машины. В основном, «буханки», «Нивы» и джипы. Но встречаются и «девятки» 🙂 Еще встретили одного велосипедиста с Украины. Ехал из Култука в Северобайкальск. Как раз когда нам ветер в морду дул («вморду-винд»). Ему в спину, значит, — повезло! Также видели рыбаков (пару человек) напротив Большого Голоустного, ну и в бухте Песчаной – сотрудника метеостанции Виктора Арсеньевича, у которого в доме провели одну ночь.
Про зверье
Зверье никакое не видели. Следов на берегу тоже. Правда, мы далеко от берега гулять не ходили, да и снега на берегу практически нет – негде отпечатываться лапам и копытам. Следы были в основном лошадиные, в виде экскрементов. Птички летали: вороны, воробьи и примерно такого же размера другие пернатые. Желающие могли посмотреть (и посмотрели, но не все желающие) нерп в Листвянке (в нерпинарии – это что-то типа цирка, или в лимнологическом музее, в аквариуме).
Про коньки
В поход мы все купили коньки Zandstra Easy Glyder В Москве просто других коньков для походов на длительные расстояния не продают, а заказ через Интернет был бы дороже. Изначально было ясно, что коньки не надежные: хлипкие короткие ремешки. Поскольку на треккинговом/горном ботинке эти ремешки почему-то не застегиваются (не хватает длины), то перед выездом всем пришлось дома покорпеть над изобретением велосипеда. В итоге самыми надежными вариантами оказались варианты креплений, сделанные Витей и Димой (в основе обоих вариантов лежат сноубордические стрепы), с остальными же вариантами возникали проблемы, а в самом конце похода Лёня даже умудрился оторвать целиком один ремешок от платформы вместе с винтом крепления 🙂 Надо заметить, что на Байкале Леонид обладал разрушительной силой, поэтому многое снаряжение в его руках испускало последний вздох 🙂 Резюме: покупать представленные выше коньки можно, но надо их дорабатывать с умом, и тогда они смогут прослужить (надеюсь) еще не одну поездку.
Про прочее снаряжение
Из специального снаряжения хочется отметить следующее:
— палки (лыжные или треккинговые, основная их фишка – должны быть заточены наконечники без палок плохо и тоскливо)
— защита (хорошо бы иметь хотя бы наколенники, но лучше и налокотники, особенно тем, кто стоит на коньках неуверенно шлем в общем-то тоже бы не помешал, но его было лень тащить)
— горнолыжная маска и балаклава (очень спасают при сильном ветре, что на Байкале не редкость)
— рации (очень помогали нам, когда группа растягивалась, хотя, конечно, можно и без них)
— также мы брали с собой ледобуры, на которых собирались ставить (и ставили) палатку на льду (как выяснилось, могут пригодиться при очень сильном ветре, чтобы закрепить себя на льду, если до берега далеко)
— бахилы (в холодную или ветреную погоду ехать все же лучше в бахилах, но все, конечно, индивидуально).
Про то, что посетили «кроме»
Как уже писала, в Листвянке есть лимнологический музей (музей Озера Байкал), в т.ч. с аквариумом нерп (7 лет назад аквариума не было!), есть нерпинарий с представлениями, есть куча едален и гостиниц, рыбный рынок. В нерпинарий не пошли, а вот в музей девочки сходили (а мы уже не успевали по времени – надо было ехать в Байкальск). В Байкальске можно покататься на глыжах/сноубордах (курорт «Гора Соболиная»: http://www.baikalsk.com). Трассы ничего так себе (хотя специально ехать из Москвы кататься туда не стоит), подъемник кресельный хорош, а самое обалденное в курорте – это виды с горы на Байкал!!! Видно если не половину озера, то треть точно (в ясную погоду)! Жилье очень дешевое, катание не очень дешевое. В районе Слюдянки и Култука есть беговые лыжные маршруты вдоль Байкала и по нему. Местных катается множество. Ехали в электричке – так буквально несколько вагонов лыжников подсело в тех краях!
Про стоимость поездки
Билеты Москва-Иркутск-Москва (а/к «Сибирь») стоили 6800 руб. Коньки стоили около 2000 руб. (все покупали в разное время, цена менялась). Бюджет походной (коньковой) части (транспорт, продукты, прочее) составил 1300 руб./чел. (на 5,5 дней). Бюджет катательной части в Байкальске (проживание: 300 руб./чел. в съемной квартире скипасс на будний день – 850 руб., скипасс на половину выходного дня – 750 руб./чел.) составил 3500 руб./чел. (на 2 дня). Гостиница в Иркутске 500 руб./чел. (двухкомнатный 6-местный номер). Такси от гостиницы до аэропорта 140 руб. (влезли вчетвером с кучей вещей). Итого общий бюджет поездки с билетами, коньками, гостиницами, пропитанием, катанием и прочим составил не более 16 000 руб./чел. Для тех, кто не катался (Лиза, Саша) – еще меньше. Для тех, кто брал лыжи/доску в прокате (Витя, Лёня) – чуть больше.
Резюме
Байкал зимой очень хорош! Заслуживает отдельной полноценной поездки. Лёд Байкала – идеальный каток! Сам Байкал – источник вдохновения и заряда положительных эмоций. Все удалось! Всем, кто помогал, переживал, участвовал – спасибо!