ФАНСКИЙ «BIG WALL» ЧАСТЬ 2 Западная стена Чимтарги после 20 лет забвения. / Горы мира. Памиро Алай /
Автор: Максим Фойгель, Краснодар
Фото: из коллекции экспедиции
ЧАСТЬ 2
Западная стена Чимтарги после 20 лет забвения.
ФАНСКИЙ «BIG WALL» ЧАСТЬ 1 |
вид на западную стену из долины Зиндон |
В. Чимтарга 5489 м – самая высокая гора в Фанских горах. Проложено 9 маршрутов от 2б до 6а. Наиболее сложная и протяженная – западная стена. По ней и проходит маршрут Прусакова 6а к.с. официально было зарегистрировано 4 прохождения этого маршрута и несколько неудачных попыток. Именно эта стена и привлекла наше внимание в сезоне 2006.
Что усложняет восхождение по этой стене, так это ее удаленность. Подход занимает два дня. А отсутствие какой-либо информации, за исключением «художественного» описания маршрута Прусакова, добавляет «радости к общему веселью».
Нас снова двое — Ринат Алиев и я (Макс Фойгель). Вместе ходим с 1998, можно сказать прошли огонь и воду с медными трубами в придачу. Так что друг в друге не сомневаемся! Тылы прикрывает наш «начспас» — Ваня Аленцев. За что ему огромное человеческое спасибо. Обеспечивать связь с внешним миром, находясь в одиночку на пер. Чимтарга в течение 3-х дней — не каждый согласится.
Подход от базового лагеря (МАТЦ «Вертикаль – Алаудин») через перевал Чимтарга, будь он неладен, — высокий, зараза, 4700 м, под начало маршрута занял почти два дня. Подошли под стену. Прикинули свои шансы: вдвоем лезть что-то новое не по зубам, значит, идем маршрут Прусакова.
нитка маршрута Прусакова |
Стена холодная. Вода, текущая справа от начала маршрута, ночью замерзает. А днем обстреливает тем же льдом. Провесили две веревки, пощупали стену — вроде не так страшно. Хотя начало интригующее – карниз с выносом около 3-х метров. На следующий день работаем по плану. На 5-й веревке контрольный тур. Записка группы москвичей, этого же года. У них заболел руководитель, и им пришлось вернуться. По пути встретили их спусковые петли. К 15 часам вышли на большую удобную полку для ночевки. Место идеальное, есть снег, недалеко течет вода, площадка большая и удобная. В этот же день прошли еще 3 веревки, спрямили, получилось одна, прямо к палатке. В этом месте маршрут делает сильную дугу, обходя нависающий пояс монолитных скал. Нашли контрольный тур с запиской 1985 года группы Логочева. Пока все более-менее логично. Пару раз попались старые крючья и два шлямбура (на месте одной из ночевок первопроходителей, здесь же контрольный тур R11)
ночевка R9 |
По описанию от нашей последней станции маятник к отколу вправо… посмотрим.
Утром холодно. Лезть в скальных туфлях просто мазохизм, да и высота уже около 5000. Сегодня Ринат работает первым. Прошел около 20 м, потом веревка долго не двигается, слышу удары молотка. Бьет шлямбур!? Ринат не новичок знает что делает, а шлямбур только на крайний случай! Позже все стало ясно: откол, по которому шли предыдущие группы, не существует. Гладкая монолитная плита, без щелей под страховку, упирается в более крутой пояс сильно разрушенных скал, также без каких-либо признаков возможности страховать. Забив шлямбур, ушли вправо по более логичному рельефу. И снова тот же пояс разрушенных скал. Он пересекает почти все стену в этом месте. Сегодня поиски прохода по этой развалине ни к чему не привели. Ночуем на прежнем месте. Завтра пробуем снова.
спрямленная веревка прямо к палатке |
Утром так холодно, что невозможно заставить себя надеть скальники. Около 10 утра солнце освещает стену. Сегодня моя очередь. Единственный вариант это попробовать пройти по плите и далее вверх по черепичным скалам на ИТО. Вернулись к забитому нами шлямбуру. От него около 15 метров по плите. Лазание не предельное, но страховки нет вообще. Примерно на 25 метров веревки 1 точка – наш шлямбур, лазание на уровне 5а/5b (F). Стою под основанием разрушенных скал. Все, что снизу казалось щелями, на деле оказалось трухой. Забиваю якорь (якорный крюк), нагружаю, он с хрустом выламывает все вокруг себя… Так лезть нельзя. Еще около получаса на поиски более- менее логичного пути, и я сдаюсь. ИТО на уровне А4 – А5 — нет уж, увольте. Да и снаряжения у нас нет. А идти на хуках 10-15 метров без точек… Это уже было вчера – Ринат пробовал. Забиваю еще один шлямбур на последнем пятачке монолита и дюльферяю вниз.
Ничего не поделаешь, стена оказалась крепче, чем мы. Уже внизу, обдумывая все происшедшее, анализируя, предположили, что маршрут в этом месте просто обвалился. Невозможно было пройти этот участок на обычных крючьях без современного ИТО-снаряжения, не забив при этом ни одного шлямбурного крюка. А ведь последнее прохождение было в 1985 году.
траверс после 2-го контрольного тура R11-R12 |
В этом году западная стена Чимтарги была особо популярна. Три команды пробовал пройти ее: мы, команда москвичей (обе группы по маршруту Прусакова) и команда г. Магнитогорска. Магнитка шла новый маршрут по правой части стены. Им удалось проложить новую логичную линию по этой стене. Маршрут Прусакова так и остался не пройденным.
Публикуем описание пройденной нами части маршрута. По всей вероятности это единственное описание, которое существует. Ну, может, есть что-то еще в архивах федерации альпинизма.
первая треть маршрута |
Начало маршрута — большой карниз левее водопада со стены Чимтарги. Карниз большой с выносом около 5 метров.
R0-R1 35м IV-VI A2
С осыпной площадки ниже карниза подойти под карниз по некрутой стенке (10м 70° IV). Карниз проходится слева, и затем выход во внутренний угол (5м 120° A2). Внутренний угол образован пологой плитой белого цвета и скалами красного цвета. Белую плиту очень хорошо видно снизу. По углу сложное лазание местами ИТО к широкой щели за перегиб вправо (10м 75° VI A1). По щели подняться на небольшой уступ (10м 80° V). Здесь станция.
R1-R2 40м 70°-80° III-V
От станции прямо вверх по внутреннему углу на полочку под разрушенным карнизом (15м 80° V). Скалы местами мокрые. С полки перейти вправо в широкий внутренний угол (по углу очень сильно течет вода, утром – лед) и по углу обойдя карниз перейти снова влево на монолитные сухие скалы (15м 70° V). Далее по не сложным скалам на удобную полку (10м 60° III). На полке станция.
R1-R2 30м 60°-80° III-IV
С полки вверх-влево по коротким стенкам с полками под небольшой внутренний угол (25м 60° III). По углу к нависающей щели под щелью станция (5м 80° V).
R3-R4 45м 80°-95° V A1
От станции вверх по нависающей щели (5м 95° A1). Затем щель выполаживается и по ней влево на стенку, по стенке к большому внутреннему углу. По углу вверх (35м 80° V). Станция на небольшой полочке на правой части угла.
R4-R5 50м 60°-80° III-V
От станции вверх по углу до его окончания (25м 80° V). В месте, где угол заканчивается траверсом налево, обходя нависающие скалы (10м 60° IV) и войти в широкий пологий внутренний угол, выводящий на удобную полку (15м 60° III). На полке станция и 1-й контрольный тур.
R5-R6 30м 70° V
С полки вправо-вверх по монолитной плите в направлении косой полки. Затем по полке за перегиб на маленький уступ. Забит шлямбур. Здесь станция.
R6-R7 40м 75°-95° V-V+ A2
От станции приспуститься вниз и далее траверсом вправо под небольшой карниз (8м 85° V+). Через карниз на косую полку (3м 95° A2). По полке вправо-вверх во внутренний угол, в 5-ти метрах выше основания угла удобная полка, на ней станция (5м 75° V).
R7-R8 40м 75° IV-V
По углу вверх, угол выходит на пологие скалы. Станция выше угла на пологих скалах.
R8-R9 40м 60° III
По простым скалам выйти на большую полку под карнизом. Здесь станция и ночевка. Контрольный тур.
R9-R10 50м 60° III
От ночевки приспуститься вниз и по простым скалам двигаться влево-вверх к небольшому контрфорсу. Станция — не доходя до перегиба контрфорса.
R10-R11 40м 75° V-V+
|
От станции влево-вверх за перегиб и далее по стенке вверх на полку. Скалы разрушены, сложно организовать страховку. На полке два шлямбура, контрольный тур.
R11-R12 40м 60° IV
От станции траверсом по полке-плите вправо. Станция приблизительно через 40м на небольшой полочке. Отсюда можно спрямить перила прямо вниз к ночевке (дюльфер 40 м).
R12-R13 ???
От станции вправо за перегиб к монолитной плите без щелей для страховки. В основании плиты забит шлямбур. От шлямбура вверх по плите к поясу разрушенных скал рыжего цвета. В конце плиты забит шлямбур.
С этого места мы повернули обратно.