Восхождение на пик 4810 по маршруту Крицука / Горы мира. Памиро Алай /
Автор:
Сергей Дашкевич, Екатеринбург, «MANARAGA-TEAM», Black Diamond (Маунтек)
Фото: Сергей Дашкевич, Сергей Тимофеев
Публикации Сергея Дашкевича на Mountain.RU:
|
Автор. |
Восемь лет назад, когда я только начал заниматься альпинизмом, я пришел на свою первую тренировку в башню (скалодром, построенный внутри бывшей водопроводной башни – один из центров подготовки альпинистов и скалолазов в Екатеринбурге). На третьем этаже, собственно, в зале, где расположен сам скалодром, висел плакат с фотографиями больших стен, куда ходила сборная. Среди прочих красивейших фотографий резко выделялась одна, на которой сразу несколько вертикальных с виду гладких стен. «Это Каравшин» — сказал, увидев мое замешательство, Андрюха Карасев. «Вот так подходишь к стене (делает жест рукой, как будто касается скалы), а она стоит от начала и до конца» — произнес Андрюха мечтательно. Плакат висел рядом с тем местом, где народ переодевается, и каждый раз взгляд волей-неволей останавливался на нем. Был я тогда еще новичком, но уже знал, что обязательно побываю в этом красивейшем районе.
Время шло, и появилось осознание реальности подобного рода восхождений. Мы слазили на Ерыдаг, Аксу, Блока и много чего еще интересного, но менее длинного. Появилось ощущение, что залезть можно куда угодно, лишь бы времени хватило. В прошлом году я договорился с парнями из Ангарска сразу же после летнего очного чемпионата ехать в Каравшин. На соревнованиях после спуска с горы я провалился в трещину и сломал ногу со смещением. Парни же пролезли несколько замечательных сложных маршрутов практически полностью свободным лазанием. Для меня же начался долгий восстановительный процесс. Ни о каких горах в ближайший год я даже подумать не мог. Но, очевидно, альпинизм – это все-таки заболевание, причем, психического характера. Уже через пару месяцев я лазил, правда, пока на одной ноге. К рождественским соревнованиям по ледолазанию в Коуровке я уже более-менее нормально лазил, хотя штырь, соединяющий кости, все еще мешал свободно двигаться. Вечером Серега Тимофеев меня спросил, не желаю ли я поучаствовать в экспедиции на 4810. Будучи в состоянии легкого опьянения, я дал неоднозначный ответ, а Серега расценил его как согласие. Наутро пришло осознание, на что подписался. Отказываться уже неудобно, а до отъезда 20 дней. Пришли творческие муки: смогу — не смогу. Консультации врачей, советы друзей, тревоги родственников и любимой девушки. В конце концов, я решил, что если что и случится, то еще на подходах. Все. Участие в экспедиции – вопрос решенный!
Поезд Екатеринбург — Алма-Аты провел черту между сборами и миром, отрезанным от городской суеты. Еще неделя в цивилизации и полтора месяца сольются в один день.
Уже второй год подряд для участия в зимнем чемпионате мы с Красноярском едем в один и тот же район, но команде Валеры Балезина удается заехать чуть пораньше. Тропу бьют и все такое 🙂 . Если серьезно, то более поздний выезд связан с финансовыми перечислениями из министерства.
Когда мы забросились в базовый лагерь у развилки, парни уже лезли на северо-западную стену пика Одессы (4810 м). Мы же решили для начала посмотреть восточную стену. На следующий день прогулялись в ущелье Аксу, откуда открываются замечательные виды на Ортотюбек, Слесова и, собственно, восточную стену 4810. Пофотографировали хорошо, но подходы нас не вдохновили. Решили пойти проторенной тропой под северо-западную стену. К тому же, Валера обещал показать нам секретную тропу в обход перевала, которая не так сильно забирает наверх.
Сразу за перевалом открылся потрясающий вид на Асан. Серега Тимофеев, как знаток района, тыкал пальцем в разные стороны и говорил, что есть что, вспоминая на очередном привале различные забавные байки. Мы же могли только глазеть по сторонам и фотографировать. Открывшаяся панорама завораживала, как в предыдущий день вид на Слесова и Ортотюбек.
Через пару часов подошли под АВС у начала подъема в цирк под северо-западную стену 4810. Здесь нас встретил Валера Балезин. Показал удобное место под палатку и побежал занимать положение, в котором мы его больше всего привыкли видеть – с биноклем в сторону горы. Пару дней шел снег, и было забавно снизу смотреть на «туннели», как бы прорытые в стене парнями.
Краснояры к тому времени уже пролезли по десять веревок. Это практически половина маршрута с учетом сложности участков. Мы же пребывали в состоянии легкого шока от увиденного. Перед нами стояла абсолютно отвесная и с виду монолитная стена. Было вообще не понятно, какой логике тут можно придерживаться при прохождении маршрута. Рельефа не наблюдалось. Фотография в журнале «Риск» отказывалась накладываться на реальную картинку. В три часа солнце стало освещать стену. Проявились полки, карнизы, внутренние углы и все встало на свои места. Из незанятых 6Б оставались только Копейки и Крицука. Лезть же первопроход было нереально, поскольку было непонятно, где тут можно еще проложить новую линию. Парни уже работали на маршрутах Сахарова и Воронова. Мы выбрали маршрут Крицука. Он начинается на 150 метров ниже маршрутов Воронова и Копейки и примерно на одном уровне с маршрутами Сахарова, Иголкина и Русяева, выходит на гребень близко к вершине, а низ более крутой и сложный, чем на соседних маршрутах.
Я искренне ненавижу заброски. Как хорошо в Крыму – подъехал на машине, 10 минут подошел и полез. Здесь же, как минимум неделя пройдет, прежде чем сможешь стартовать. Делаешь бесконечные ходки наверх. Это ведь все еще спускать вниз придется. Пока мы неспеша забрасывались, Краснояры уже залезли и спустились.
Погода хмурилась. Скоро за парнями пришли погонщики с лошадьми. Аксакалы пророчили дальнейшее ухудшение погоды. Не соврали. Надо сказать, что, выбирая 4810 объектом восхождения для зимнего класса, мы надеялись на относительно хорошие погодные условия. В прошлом году на Блоке погоды не было в принципе. Уже после восхождения мы поняли, что это нормально. Вершина расположена в водораздельном хребте, и даже в относительно хорошие внизу дни, нас засыпало переметным снегом. Пик Одессы расположен в боковом отроге водораздельного хребта. Мы ожидали, что непогода будет задерживаться где-то в районе пика Пирамидального. Наши надежды абсолютно не оправдались. Только над пиком Пирамидальный или Карасу появлялось облако, как через час нас уже основательно засыпало крупой. Дополнительно ко всему дул постоянный сильный боковой ветер, чего не было на Блоке. В итоге оказалось только хуже. Ветер уносил остатки тепла, и мы постоянно мерзли. В дневнике день за днем появлялись комментарии – сильный холод.
Время шло, а мы никак не могли стартовать. Ждали погоды. Один раз попробовали подойти под стену, но, покувыркавшись в лавине, отступили на исходную позицию. Чувствую, что в будущем у Сереги прибавится как минимум одна байка, как мы чуть не погибли в лавине под скальным пиком. Во время ожидания у Игоря Боброва сильно заболела голова, он стал вести себя неадекватно. Видимо, сказалось сотрясение мозга, заработанное летом все на том же чемпионате. Спустили в базовый лагерь.
Нас осталось четверо. Довольно малый состав для такой стены, зато вместе уже лазили и представляем на что способны. Все это не прибавляло уверенности в успехе задуманного. Продукты подъедались. Пришлось оговорить точку возврата.
Только 22 февраля, когда позволила погода, мы таки смогли начать вертикальное движение. Описание маршрута москвичей пугало первыми четырьмя веревками. Они являются ключевыми на маршруте. При крутизне около 85 градусов, лезть приходится на ИТО по крайне ненадежной породе. Такое чувство, что здесь часть стены когда-то обвалилась, а осталась шелуха, по которой и было проложено начало маршрута. Лезешь по нашлепкам и отщепам разных размеров, а наверху смотрится только хуже. При простукивании все гудит. Местами шатается. Падать не хотелось совсем, ведь срыв может вырвать такую нашлепку. Первому-то не по себе, а уж про второго и говорить не приходится. Он обязательно скидывал ненадежные блоки, дабы при переезде не поубиваться. На эти веревки – скинуть пару тонн камней на человека в день являлось нормой. Так усердствовали, что даже веревку перебили. Очень психологически тяжелыми были эти веревки. Даже думали дюльферять, но желание побороться победило. За первый день прошли всего полторы веревки. «Нафиг нужен такой альпинизм» — было нашей общей мыслью. Платформу пришлось вешать в тридцати метрах от земли. Через пару веревок слева на монолите показался шлямбур с карабином. Минут десять спорил с Саней куда лезть. Он настаивал на выходе из угла, а я задним местом чувствовал засаду. Полез по маршруту в сторону еще больших висящих отколов. Жути натерпелись, зато шли по следам человека. А еще через пару дней, когда прошли эту разруху, переехали на удобную полку в 120 метрах выше. По фотографии, верх стены смотрелся состоящим из таких же нашлепок. В реальности разруха заканчивается с выходом из большого внутреннего угла.
Дальше технически сложнее, крутизна падает до 75 градусов, зато ничего особенно большого не летит. Даже удалось в скальниках полазить два дня по 1,5 часа. Причем, это время удачно пришлось на веревки, которые утром без вариантов пришлось бы лезть с использованием дырочных скайхуков. А так по пассивам на равновесии веревки просто выбегались. Правда, пальцы на руках и ногах практически мгновенно теряли чувствительность и вечером в платформе сильно болели. Местами по холоду в ботинках из принципа лез лазанием, хотя по логике в таких условиях нужно было использовать ИТО. Отличные щели в откидку под руки, даже под ноги попадаются иногда небольшие полочки – летом великолепное лазание. В такие моменты просто наслаждаешься процессом. Лезть можно бесконечно. Жалко, что это удовольствие заканчивается. Крутизна и сложность после полки «рукавичка» нарастает. Лезть приходится по каким-то совсем странным отщепам и раковинам уже полностью на ИТО. Серии движений на рельефных скайхуках вперемежку со страховкой якорем за появившийся небольшой отщеп – стали нормой. Хорошо, что весной хорошо потренировался в Крыму на Айе в рамках московского фестиваля по альпинизму. Рельеф на этих веревках очень похожий.
Надо сказать, что это, пожалуй, самое спортивное восхождение в моей жизни. Того же мнения о себе придерживаются Саня Коробков и Кирюха Литвинов. За все восхождение не было ни одного дня отдыха в полной мере. Сказывался малый состав. Либо лезешь, либо страхуешь, либо таскаешь грузы. Просто расслабиться в платформе не получалось. Даже в полную непогоду, когда сверху практически непрерывным потоком шли мелкие пылевые лавинки, мы предпочитали работать. Даже в день переезда первые уходили наверх с баулами под собой. После того как вытянешь его наверх, лезть куда-то совсем не хотелось, но приходилось себя заставлять. В жизнь не в подвешенном состоянии верилось с трудом. Подъем в шесть, в восемь выход, работа до семи, ужин, 100 грамм, сон. И так каждый день. Даже сейчас не могу долго спать, хотя обычно встаю поздно.
|
Время шло. Мы работали, переезжали, считали пройденное и оставшееся расстояние, прикидывали сколько еще лезть, рассчитывали продукты. Получалось впритык. На очередном сеансе связи, когда мы уже работали выше полки под названием «груди», вспомогатели сообщили, что у них заканчиваются продукты. Пришлось делиться. Собрали баул, скинули, но он не долетел, странным образом прокатившись по диагонали через полстены. Завис где-то в районе маршрута Сахарова, веревках в трех от земли. Пришлось им жить на подсосе.
Наконец, 5 марта наш маршрут пересекся с маршрутом Русяева. Мы решили не выходить на гребень, как идет маршрут Крицука, а пройти комбинацию нашего маршрута и маршрута Воронова. Такая линия казалась нам более логичной для зимы, так как выводит практически прямо на вершину, исключая работу на гребне. Провесили в этот день оставшиеся шесть веревок. Дальше смотрелся довольно крутой бастион, который мог быть вершинной башней, а мог и не быть таковой. По логике, надо вешать перила и дальше, но для этого нужно переезжать. Это потеря как минимум пары дней. Призрак неминуемого голода стоял за спиной. Решили в любом случае при любой погоде на следующий день доходить до конца перил и, если позволит погода, идти на штурм. Погода позволила.
В полчетвертого дня, пройдя четыре веревки, команда в полном составе стояла на вершине пика Одессы. Сняли записку Красноярцев, написали свою, сфотографировались и вниз по уже начинавшейся непогоде. На спуске гора дала нам прикурить по полной программе. Сильный ветер, снег, сплошным потоком. Засыпало основательно. В платформу забрались уже в полной темноте при свете фонарей. У Сани же фонарик сломался где-то в середине восхождения. Он добирался на ощупь.
Предстояло еще два дня спуска, но осознание близости дома сильно поднимало настроение. Внизу пришлось по полтора баула на человека, которые мы до речки протащили волоком. Подняться второй раз под стену уже не было сил. Утром пришел наш вспомогатель, и мы погребли по питерской тропе к базовому лагерю. Спасибо парням за отличную тропу. Без нее мы бы еще пару дней по такому снегу выгребали.
Две недели вертикальной жизни слились для нас в один день бесконечной работы. Осталось желание приехать в район летом и полазать в свое удовольствие. Тем более, что достойных объектов здесь много.
Команда выражает благодарность своим спонсорам:
Федерации Альпинизма Свердловской области
Министерству Туризма Свердловской области
Фирме «Манарага»
Производственной фирме «Аскан»
магазину «Альпиндустрия»
магазину «Башня»
Мне бы хотелось привести здесь описание маршрута. Имеющееся у нас описание москвичей, на наш взгляд, во многих местах затрудняет ориентирование на маршруте. К тому же, зимнее прохождение сильно отличается от летнего. Мы попытались максимально подробно описать маршрут.
|
Паспорт восхождения
Район – Памиро-Алай, Туркестанский хребет, ущелье Каравшин, 5.4.3
Пик – Одессы, 4810 м, по центру СЗ стены (маршрут Крицука)
Предлагается – 6Б к.сл., первое зимнее прохождение, комбинация с маршрутом Воронова
Характер маршрута – комбинированный
Характеристика маршрута:
перепад высот маршрута — 1180м.
протяженность маршрута — 1515м.
средняя крутизна маршрута – 77°.
средняя крутизна: основной части маршрута (3630 м — 4450 м) - 80 град.
протяженность участков 6 к.сл. — 824м., 5 к.сл. – 521м.
Оставлено на маршруте: крючьев – 14, в том числе шлямбурных — 12
Использовано крючьев на маршруте:
шлямбурных стационарных – 58(46*), в том числе ИТО 9*
шлямбурных съемных – 63, в том числе ИТО 40
* — забитых ранее
Использовано всего ИТО – 698, в т.ч. скайхуков рельефных – 49, скайхуков дырочных – 105(24*)
Количество ходовых часов — 156, дней – 14
Руководитель:
Коробков Александр Александрович, МС
Участники:
Дашкевич Сергей Александрович, КМС
Литвинов Кирилл Павлович, КМС
Тимофеев Сергей Владимирович, МС
Тренеры команды:
Тимофеев Сергей Владимирович, МС
Першин Валерий Николаевич, ЗМС, ЗТР
Дата выхода:
на восхождение – 8.00, 22 февраля 2008.
на вершину – 15.35, 6 марта 2008.
Возвращение в базовый лагерь – 16.00, 9 марта 2007.
Организация: ФАиС Свердловской области.
|
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ
Верхняя половина стены |
От АВС подойти к основанию большого внутреннего угла правее карниза «птица». Маршрут начинается по стене правее на 30 м вдоль хорошо просматривающейся дорожки из старых ВСЦПС шлямбуров.
R 0- R 1 . Начало движения вдоль хорошо просматривающейся дорожки из старых ВСЦПС шлямбуров. Движение по плитам справа налево к основанию внутреннего угла. В ход идут дырохуки, рельефные скайхуки, топорики, малые френды и якоря. Очень разнообразное и интересное ИТО. Встречаются дырки 6- 8 мм . Для страховки забит на прохождение съемный шлямбур 8 мм ( 1 см ). Станция на полке в основании угла на местном и своем (съемном) шлямбуре. Летом возможно сложное лазание с частичным ИТО. 35м, А3е.
R 1- R 2 . По углу вверх 8м и далее вправо (угол переходит в карниз) на мелких френдах до ВЦСПС шлямбура с петлей. Маятник вправо 4м под начало под начало гудящих нашлепок, идущих справа от огромного внутреннего угла. Серия нашлепок образует еще один внутренний угол, идущий слева направо. Движение всегда как бы под карнизом на средних френдах. На участке есть ВЦСПС шлямбур. Станция на 3-х съемных 8 мм шлямбурах. Летом многое лезется. 30м, А3.
R 2- R 3
Профиль слева |
. Продолжать движение по гудящим отколам справа от угла вверх и вправо на средних и больших френдах, а также на мелких и средних стопперах под серию маленьких карнизов. Под первым карнизом и за ним 2 съемных 8 мм ( 2,5 см ) шлямбура. Карниз проходится в лоб на дырохуках. Далее движение справа налево через серию гудящих карнизов на френдах по внутреннему углу. Там местный шлямбур. Станция усилена якорем и закладкой. Крайне напряженное ИТО вследствие сильной немонолитности скалы. Все гудит и летит. Продвижение местами лазанием. 35м, А3е.
R 3- R 4 . По углу вверх до PETZL шлямбура на якорях, мелких френдах и закладках. Крайне аккуратное ИТО (все летит на станцию). Слева виден шлямбур с карабином – неверное направление движения. Далее траверсом и маятником вправо от ЦС шлямбура и по сильно гудящим отколам двигаться вправо вверх на мелких и средних френдах под камин, образованный огромной нашлепкой. Станция на полке на местном ЦС шлямбуре и съемном 8мм. Очень сложное психологически ИТО. Ощущение, что это все в любой момент может улететь. 30м, А3, IV .
R 4- R 5 . Движение слева направо по стене под карнизом. Вверху старая закладка. Забит съемный шлямбур 8 мм . Далее на мелких френдах и далее через трехступенчатый карниз на больших френдах. Френды кладутся за шатающиеся отколы. Далее движение справа от кварцевой жилы по монолитной стене на скайхуках. Станция на 2-х съемных и одном ЦС шлямбуре. 25м, А2е.
R 5- R 6 . Вверх и вправо через нашлепку на скайхуках 8м. Далее через гудящие нашлепки на френдах. В конце внутреннего угла перейти налево и лазанием 10 м до выложенной камнями полки. 25м, А2, IV .
R 6- R 7
Профиль справа |
. Прямо вверх на закладках, френдах и якорных крючьях. Через отколы вверх по очень немонолитным щелям до камина, проходящегося лазанием справа налево. Страховка на петлях, за отколы. Станция на хорошей полке. 20м, А2, IV .
R 7- R 8 . От полки прямо вверх на дырохуках, рельефных скайхуках и якорных крючьях под левую часть большого карниза в виде буквы «М». Карниз проходится на средних френдах слева направо. Далее траверс вправо лазанием на равновесии до 2-х стационарных шлямбуров. 20м, А3е, V .
R 8- R 9 . Со станции сначала направо на якорях, далее налево и прямо вверх на дырохуках. Станция висячая. 25м, А2е.
R 9- R 10 . Чуть вверх на рельефных скайхуках и лазанием на равновесии траверсировать вправо до внутреннего угла, образованного нашлепками. По углу вверх на якорях и средних френдах. Многое лезется. 40м, А2, V .
R 10- R 11 . Вверх и вправо по неявному рельефу на ИТО и лазанием. Через 4м маятник вправо. Ориентироваться на глухую щель справа. По ней и далее по стене на дырохуках до полки с хорошей щелью справа. Местный шлямбур. На середине участка лидер одел скальники и многое прошел лазанием. 35м, А3е, VI .
R 11- R 12 . Прямо вверх по щели 7м под карниз на средних френдах. Карниз проходится слева и далее лазанием по жиле. Страховка плохая. Работа в скальниках. 15м, 77°, А2е, VI .
R 12- R 13 . Влево по внутреннему углу на ИТО и лазанием, используя средние френды и якоря. Угол выходит на косую полку. По ней лазанием вправо вверх под еще один внутренний угол, проходимый на якорях. Двигаться до старого шлямбура. Станция усилена съемным шлямбуром. 45м, А2, VI .
R 13- R 14 . От шлямбура вверх и вправо по плитам лазанием. Далее маятник вправо со съемного шлямбура и далее вправо вверх по плитам лазанием. Страховка редкая, но хорошая. Зацепки в основном пассивные. Для прохождения участка были использованы скальные туфли. 45м, А2, VI .
R 14- R 15 . Со станции вправо вверх в направлении большого внутреннего угла лазанием. Лазание интересное V — VI . Станция во внутреннем угле на уровне полки «рукавичка». Работа в скальниках. 50м, V — VI .
R 15- R 16 . Траверсом выйти на большую полку. Здесь хорошая ночевка. Далее прямо вверх пересекая кварцевую жилу по плитам. Попадаются щели под якоря. 50м, 75°, А2е.
R 16- R 17 . Двигаться прямо вверх под диагональный (справа налево) карниз. Под ним станция на местном крюке и съемном шлямбуре. В ход идут якоря, рельефные скайхуки, средние френды и дырохуки. Интересное сложное ИТО. 45м, А3е.
R 17- R 18 . Под карнизом движение влево вверх по диагонали на френдах. Через 10 м вверх на якорях и дырохуках. Станция на якоре и съемном шлямбуре. 20м, А2е.
R 18- R 19 . Вверх и вправо на рельефных скайхуках и дырохуках. Иногда встречаются места под якоря под нашлепками. Страховка ненадежна. Забито 3 съемных шлямбура. Станция на 2-х местных шлямбурах. 30м, А3е.
R 19- R 20 . По нашлепке вверх вправо на дырохуках и скайхуках, а далее на якорях и френдах по ненадежным скалам. Повышенная опасность сброса камней на полку внизу. 45м, А2е. Здесь маршрут соединяется с маршрутом Иголкина.
R 20- R 21 . От станции прямо вверх и далее вправо лазанием по хорошим отколам до косой полки. По ней пешком до хорошей полки «груди». На полке много живых камней. 40м, А1, V .
R 21- R 22 . Справа от местного шлямбура начинаются ненадежные тонкие отщепы по ним вверх и влево под расщелину. Опасность падения на полку. Очень аккуратное ИТО. 50м, А4е
R 22- R 23 . Со станции маятник влево в сторону камина и далее двигаться к нему на дырохуках и скайхуках. По камину вверх лазанием и на ИТО. Камин выкидывает. Идут якоря и средние френды. 50м, А2е, V .
R 23- R 24 . По камину вверх на ИТО на френдах и закладках. 50м, А1.
R 24- R 25 . Вверх по внутреннему углу на френдах. Через 20 м небольшая полка. На ней станция. 25м, А2.
R 25- R 26 . Слева виден большой внутренний угол с характерными выветренными заглаженными зацепками. Вверх и вправо по щели на ИТО и лазанием до полки справа. 25м, А2.
R 26- R 27 . От полки прямо вверх 30 м до PETZL шлямбура по щелям на ИТО. От него маятник влево и далее лазанием и на ИТО на вершину откола, где удобная большая полка. На полке контрольный тур. 40м, А2, V .
R 27- R 28 . От полки вправо вверх по левой части внутреннего угла до узкой полочки 10 метров . Далее по ней траверс вправо до идущей вправо верх щели типа «змейки» 10 м . По щели вверх на средних френдах. Через 10м щель заканчивается и далее на дырохуках и скайхуках, местами на якорях за ненадежные небольшие отщепы двигаться вправо вверх по немонолитному рельефу. Станция на плите на двух съемных шлямбурах. Направление движения – под левую часть треугольного карниза. 45м, А3е, V .
R 28- R 29 . От станции вправо вверх до внутреннего угла слева от карниза. По углу вверх под небольшой карниз на малых и средних френдах и якорях. Переход в большой внутренний угол справа на дырохуках по плите под карнизом. Станция на местном шлямбуре и френдах. Пересечение с маршрутом Русяева. 35м, А3е.
Техническое фото |
R 29- R 30 . Вверх по углу до его конца. 15м, А2.
R 30- R 31 . От угла вверх под карниз слева от камина, и далее по серии стенок выход на небольшую полочку в верху камина. Движение на френдах и якорях. Отсюда маршруты Крицука и Иголкина забирают влево на гребень. 50м, А2, IV.
R 31- R 36 . По системе каминов, внутренних углов, залитых льдом, перемежающихся небольшими стеночками и косыми полками вправо вверх вдоль гребня лазанием. Влево на гребень уходить не хочется. На R 33 маршрут пересекается с маршрутом Воронова и далее по нему выходит на гребень практически прямо на вершину. 185м, IV — V.
R 36- R 37 . Траверс вправо под вершинную башню. Станция в основании внутреннего угла. 50м, А1, V.
R 37- R 40 . Вверх и вправо по углу и камину лазанием и частично на ИТО. Выход на полку. Лазание в распорах и на равновесии. 85м, А2, V.
R 40- R 41 . По стенке вправо в кулуар, переходящий во внутренний угол, который выходит на гребень. Верх внутреннего угла заперт карнизом. Щели глухие. 40м, А1, V.
R 41- R 42 . По несложному гребню выход на вершину. 6 0м, II-III.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|