Идея поехать в Непал первоначально выглядела так: «Раз уж мы едем в Индию, почему бы нам заодно не заглянуть и в Непал? А раз уж мы будем в Непале, почему бы заодно не сходить в Гималаях какой-нибудь трек?» В приготовления к «заодно» вошли: покупка путеводителя Lonely Planet «Nepal», горелки MSR Expedition, работающей на любом жидком топливе, и оформление визы (в течение двух дней по адресу Москва, 2й Неопалимовский пер. 14/7).
Поскольку в Непале уже который год шли ленивые вооруженные столкновения между действующей властью короля и оппозиционными маоистами-коммунистами, то сбор инфы о политической стабильности и безопасности в Непале оказался делом неблагодарным: в зависимости от источника (сайт государственной газеты или мемуары туриста) можно убедиться как в полнейшем благорасположении политических группировок и местных жителей, так и в совершенно обратном. Ну вот как с точки зрения русского человека расценивать факт взрыва общественного туалета в американском посольстве в Непале?! Так что мы вооружились адресом
турагенства Royal Mt. Trekking (нашли его в интернете) в Катманду, где работают несколько наших соотечественников, в расчете, что если уж занесет, то получим свежую, адаптированную информацию о последних безобразиях гражданского противостояния и чем они чреваты. Ясно было только то, что в темное время суток там лучше не передвигаться на дальние расстояния.
Больше месяца мы бродили по Индии. За две недели до отъезда на родину мы решили, что у нас есть пара-тройка дней, чтоб заглянуть в Катманду и справиться, как дела. Мы въехали в Непал из Индии со стороны Дарджилинга и переночевали на границе в местечке Панитанки (Kakarbhitta) на непальской стороне. Непальские рупии можно купить в обменнике на границе, но курс невыгодный, около границы во всех accomodations отлично принимают индийские деньги.
В отеле мы купили билет до Катманду и 8 октября в 4.30 утра выехали. Через 15 минут автобус остановили на чек-посту и человек 5-6 с автоматами рылись в сумке водителя и разгуливали по автобусу. Еще через 5 минут был слалом для автобуса: зигзагообразные заграждения из камней и покрышек на дороге.
Потом водитель со всей дури влетел в яму, так что в брюхе автобуса что-то треснуло. В ближайшем населенном пункте Itahari автобус поставили на домкрат, а всех пассажиров пересадили на другой, но выехать долго еще не могли, потому что дорога была перекрыта и по ней в спортивных целях туда-сюда бегали люди в касках, берцах, милитари-шортах, с автоматами и красным флагом 🙂 А днем мы проехали 2 абсолютно сгоревших автобуса и наслаждались видом бесконечной пробки на размытой дождями горной дороге.
Часов в 7-8 вечера автобус застрял в транспортном потоке на въезде в Катманду, где в открытую дверь вломились гостиничные хелперы и нас достали! С полчасика мы терпели черепашью скорость и человеческую назойливость, но потом оказалось проще под руководством некоего предприимчивого пожилого господина дойти до перекрестка без пробок, поймать такси и поехать по указанному господином адресу отеля, поскольку отель располагался в районе Thamel – а это пока было необходимым и достаточным.
Из Катманду
9-12, 29-30 октября
(Примечание: отношение непальской рупии к рублю примерно 2,5:1)
Проходя по узким торговым улочкам Катманду, Гриша сказал, что Непал от Индии ничем не отличается. По мне, так тут настолько явный туристический уклон, что не спутать с самобытными улицами Калькутты. Ну и немного чище 🙂 Присутствует и стандартный набор обдирания денег с туристов: нам попытались впарить ветку бананов на развес за 150 Rs/кг, торговец утверждал, что это супер-бананы, потом, так и быть, уступил за 100 (Ну и наглость! на самом деле они продаются поштучно и кг можно купить за 20-25 Rs, в результате я сторговалась и купила эту ветку за 20 рупий, торговец нимало не смутился), в ювелирной лавочке вас будут убеждать, что серебряное кольцо с александритом стоит около 3000 Rs,хотя 1000 – красная цена, а за шкатулку для сжигания благовоний захотят 500-600 Rs, но будьте уверены, что поискав, сэкономите 400 из них. Далее рикши: за 1 км (а то и меньше, если вы заблудились и не сориентировались) они могут запросить 100 Rs, чаще 50, хотя реальная цена 30. То же с таксистами: нужно смело скидывать цену в 2 раза от запрашиваемой и ехать по фиксированной цене, а не по счетчику, а то точно рискуете покататься по городу. В общем, заранее поинтересовавшись ценами в Lonely Planet (LP), у администрации отеля или опытным путем (у незаинтересованных торговцев: продавец обуви вам честно скажет, сколько стоят благовония, которыми он пользуется, — и т.д.), можно сэкономить ОЧЕНЬ много. Торговаться и торговаться – вот девиз русского туриста в Непале! За любой сувенир и услугу на улице от костяных четок и музыкальных инструментов до «услуг» «holy mens» и факиров цена запросто скидывается в 2-10 раз, на ваш выбор :))
Durbar squere. Первые пагоды в мире начали строить именно в Непале, затем уже в Китае. В этой магической стране слились индуизм и буддизм, так что разнообразие впечатлений обеспечено. Мы пробыли в Катманду в общей сложности около недели. Описать подробно эту живописную долину невозможно, миллионы деталей каждый увидит по-своему.
Наиболее известный символ Непала — Swanambunath ступа. Водитель такси захотел до нее 150 рупий, сказав, что она ужасно далеко. (До нее от Thamel где-то 3 км. Так что реальная цена: 7 рупий посадка и 12 рупий за каждый км — 60-70.) Мы сказали, что поедем по счетчику, водитель согласился и наездил чуть больше 100 рупий до ступы. Потом мы возвращались 3 минуты на городском автобусе (5 Rs) и 15 мин пешком 🙂 Ступа расположена на холме, но, к сожалению, даже при хорошей погоде вряд ли удастся сфотографировать панораму города: долина Катманду представляет собой чашу, закрытую горами со всех сторон, на дне которой расположен город. Поэтому над городом висит вечный смог, который, учитывая пристрастие населения к дизельным двигателям, не в силах разогнать редкий ветерок и мелкий дождик. Ступа, конечно, очень интересная, но популярная только среди туристов. Хоть при ней и живут монахи-смотрители, настоящих паломников-буддистов мы не встретили. В этом каменном парке обитают дикие лохматые обезьяны. Естественно, куча сувенирных лавок вокруг. Я купила буддийские четки из кости яка, сторговалась с начальной цены 400 Rs до 120. И еще, кажется, на территорию ступы платный вход, но по этому поводу ничего сказать не могу, мы просто так прошли…. )
А действительную религиозную ценность представляет другая ступа — Buddhanath stupa, в народе — Бое-да. Мы доехали до нее из центра города от угла Durbar Marg на такой разновидности городского транспорта как электро-мото-рикша. Довольно быстро, по 10 рупий с человека. Эти рикши — попытка улучшить городскую экологию, т.к. работают на электродвигателе, а в кабинку может поместиться до 10 человек. И если человек желает сойти, он громко стучит изнутри по металлическому кузову два раза. Поэтому этот транспорт так и называется — «тук-тук».
Вокруг ступы Бое-да по часовой стрелке целый день ходят толпы паломников, у всех в руках четки, и отовсюду доносится музыкальная мантра в исполнении группы Tibetan Incantations «Om Mani Padme Hum!» Раньше к этой ступе приходили молиться уходящие в Гималаи паломники об удачнам путешествии перед долгим и трудным паломничеством в Лхасу. Нам тоже надо б взойти на верхушку основания ступы и попросить небо об удаче на треке , да только по 100 рупий за вход неохота платить 🙂
В 17.30 началась вечерняя молитва. Монах у входа начинает неистово звонить в колокол и молиться. С полтора десятка молодых монахов нараспев читают молитвы, сидя в ряд у стены, прохожие кладут им деньги на расстеленную газетку. У основания множество верующих простерлись ниц, они вставали и падали снова и снова, скользя по деревянным настилам во «внутреннем дворике» ступы. Зажгли лампы и благовония, проходящие монахи бормотали молитвы. Нам все это хорошо было видно с большого террасированного постамента, на котором расположен купол, потому что, как только началась молитва, на входе никого не оказалось и мы беспрепятственно проникли внутрь 🙂
В 19.00 мы уютно расположились в дешевом, но очень хорошем тибеском ресторанчике «Double Dorjee» в переулочках неподалеку от ступы, и тут, наконец, я нашла замечательный йогурт (из такого в Калькутте делали обалденный ласси) 15 Rs за стаканчик, такой густой, что в нем ложка стоит — вкуснотища! Момо тут тоже хороши! Ну а перечень остальных коронных блюд этого семейного заведения можно найти в LP.
В Катманду почти все лавочки на центральных улицах и в Тамеле – это либо суверные магазинчики, либо снаряжение, либо турагенства, либо фототовары и печать. Есть куча интернет-кафе, для туристов 40-50 Rs/час, но при всех уверениях о «super-speed» на вывесках, в лучшем случае можно найти 16 кбит/с. Мы нашли только два приличных интернет-кафе – около ступы Bоe-da (25 Rs/час) и около Central Mark в Тамеле. Причем в первом случае с высоты второго этажа можно любоваться шествием вокруг ступы и слушать вездесущую мантру, а во втором попользоваться сканером и локальной сетью, т.е. быстренько поделиться впечатленями 🙂 Кстати, Central Mark — единственный пока в Thamel (и в Катманду) магазин европейского типа с ассортиментом от продуктов в вакуумной упаковке и сахарозаменителей до капель от насморка.
Сувениры лучше всего покупать в Patan — 2 км от центра Катманду. Там продавцы не такие упертые и жадные. Например деревянную коробочку для сжигания благовоний в Thamel нам пытались всучить за 950 рупий, чаще за 400 попадались, а в Патане мы купили за 200, хотя потом нашли и за 100 🙂 Серебро надо выбирать, некоторые продавцы загибают. Вообще-то 1 кг серебра стоит 1900 NRs, но подвеска с мантрой весом 1-2 г обычно не менее 100, типа за работу (явно штамповка), а в Тамеле такие за 200-250 всучат. В Патане тоже есть свой Durbar Square, и тоже 200 Rs стоит, но мы не стали покупать билет, а просто погуляли вокруг — все прекрасно видно, и улочки очень интересные. Пропускных входов на Дурбар Скверы как таковых нет, туристов просто вылавливают из толпы по фенотипическому признаку и просят предъявить билет. Если его нет, отправляют покупать (а что делают со злостными зайцами — не знаю).
Если прогуляться из центра Катманду в сторону Патана пешком, то попадешь в самообытные жилые и старые кварталы города. Где-то здесь, наверное, и производятся «Adidas», «Colambia» и др., столь соблазнительно дешевые в туристических магазинах Тамела. Вдоль Bagmati river множество старых храмов, их просто гигантское количество, но в очень плачевном, просто трущебном состоянии. Попадаются дети, все в язвах, которые просят шоколад и денег и вцепляются в ноги, если не даешь. Река совершенно грязная, вонючая, в нее выбрасывают мусор и коровы переходят ее вброд. Множество других неприглядных животных. Около Tin Deval Temple есть подвесной металлический мост. Остальные впечатления оставлю при себе (я не способна описать это со всей силой гиперреализма!).
Наверное только на третий день можно наконец начать ориентироваться в улочках центрального Катманду. Со всяких chowk (местное название точек уличного пересечения) не всегда разберешься, куда идти. Ох уж эти торговые улочки! Это такое скопище! Причем вся торговля и движение начинают процветать часам к 3-4 p.m. Это месиво людей, рикш и автомобилей. Скорость движения по улице стремится к нулевой и напоминает движение в туннеле от Савеловского вокзала к рынку в воскресный полдень. Обнаружили толк от бродячих продавцов сувениров: худо-бедно можно узнать дорогу, попутно отвертевшись от покупки деревянной флейты или шахмат. Хотя поплутать стоит, если есть время. Там прячется маленькая копия Swayambhunath-ступы — Kathesimbu stupa с храмом около нее, неплохие чайные лавочки и множество непонятных, но интересных явлений. Ну и поскольку мои многострадальные ботинки Lowa в Индии издохли совсем, в этом уличном лабиринте я приобрела себе на трек кроссовки Colambia за 10 баксов, которые, к вящей гордости непальской индустрии, выдержали даже больше, чем 2 недели в горах.