Отчет о первопрохождении маршрута на вершину Гимал Чули (7893 м). / Горы Мира. Гималаи /
Команда: Федерации альпинизма и скалолазания Украины.
Председатель Федерации: Симоненко Валентин Константинович.
Украина, 01030, ул.Коцюбинского, 7
Руководитель команды: Пугачев Сергей Александрович.
Руководитель экспедиции: Симоненко Валентин Константинович.
Старший тренер: Горбенко Мстислав Мстиславович.
Тренер: Загирняк Михаил Васильевич
ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ
1. Непал, район Манаслу (DISTRICT GURCHA)
2. Класс высотный
3. Горные системы зарубежных стран, Гималаи, раздел 10.1
4. Вершина Himal — Chuli (7893 м) по Северо-Восточной стене
5. Предлагается 6Б к.сл., первопрохождение
6. Характеристика маршрута:
перепад высот: 4660 м, протяженность:
базовый лагерь – вершина 20 200 м
АБС (перевал Лиданда 5100 м) – вершина: 15 000 м
протяженность участков 5-6 к. сл. – 850 м
средняя крутизна основной части маршрута (кулуар северной стены):
Самр 6 (в бергшрунде 7250м) – Самр 7 (на гребне 7700 м) – 65 °
Самр 7 (на гребне 7700 м) – вершина – 40°
7. Забито крючьев (в том числе в знаменателе для ИТО):
скальных и закладных элементов, ледовых, снежных,
8/6 20/8 32/6
8. В штурмовом выходе ходовых часов 98 и дней – 12.
9.
Количество ночевок штурмового выхода и их характеристика:
12 ночёвок в палатках на снегу.
10. Руководитель: Пугачёв Сергей Александрович – МС
участники: Бублик Сергей – КМС
Перевалов Максим – КМС
Киличенко Юрий – КМС
Кийко Андрей – I сп. р.
Рошко Владимир – I сп. р.
11. Тренеры команды:
руководитель экспедиции – Симоненко Валентин Константинович – заслуженный тренер Украины, МС
ст. тр. – Горбенко Мстислав Мстиславович – ЗМС, инстр.-мет. II кат.
тр. Загирняк Михаил Васильевич – МС, инстр. — мет. I кат.
12. Выход на маршрут: 7 мая 2007 г.
вершина – 19 мая 2007 г., 10:00 ч возвращение в БЛ – 22 мая 2007 г.
13. Организация – ФАиС Украины
|
|
|
|
Гималчули ( Himalchuli )
Гималчули – вторая по высоте гора в массиве Мансири Гимал, части Непальских Гималаев. Она расположена к югу от Манаслу, одного из восьмитысячников. Гималчули имеет три вершины: Восточную (7893м), Западную (7540м) и Северную (7371м). Часто ее название пишется как два слова: «Гимал Чули».
Гималчули – 18-я по высоте гора в мире, замечательна своим вертикальным взлетом, возвышающимся над окрестностями. Она вздымается на высоту 7000 метров над рекой Марсианди и видна на расстоянии 27 км в юго-западном направлении.
Гимал Чули в переводе с непальского языка означает «острый снежный пик». В соответствии со своим названием, она представляет разнообразную топографию с пологими склонами, покрытыми ледниками, усеянными острыми горными пиками. Как видно на фото 1, между Главным и Западным Пиками есть полого спускающаяся седловина эта седловина была маршрутом первого восхождения.
|
История восхождений на Гималчули
Исследования пика проводились в 1950 и 1954 годах, первая попытка восхождения в 1955 году была неудачной, а следующая попытка, предпринятая в 1957 году Англо-Кенийской экспедицией, возглавляемой Артуром Фермином, по северному склону, была прервана из-за несчастного случая, произошедшего с самим Фермином, который умер во время переезда в Покхару. За ней последовала массивная атака, предпринятая в 1959 году (после разведки 1958 года) по северо-восточному склону японской экспедицией под руководством Й.Мураки. Эта попытка была неудачной, как и предыдущая, из-за смерти одного из шерпов в Лагере II. Японские альпинисты пытались пройти по северо-восточному склону, включающему фантастически крутую 1000-метровую ледовую стену.
Первое восхождение было совершено в 1960 году Хисаши Танабе и Масахиро Харада (команда университета Кейо под руководством Джиро Йамада) из Японии. Маршрут пролегал по «Серповидному Хребту» с юго-западной стороны. Они первыми совершили восхождение с вышеупомянутой седловины между Западным и Главным пиками, где разместили последний из шести лагерей. Это восхождение в определенной степени было необычным для пиков ниже 8000 метров , так как использовался баллонный кислород.
С 1960 года ни одна экспедиция (за исключением маленькой голландской группы, которая в 1971 году взошла на пик Рани на Лагерем III экспедиции 1959 года) не атаковала эту гору, вплоть до предмуссонной попытки в 1974 году итальянской группы (под руководством Аннибала Боничелли) взойти по маршруту японцев. Эта попытка была прервана падением восходителя Марио Дотти.
Следует также упомянуть экспедицию 1978 года под руководством Джона Клири. Она достигла высоты 6390 метров по северо-восточному гребню.
Гималайский Указатель содержит еще пять восхождений на этот пик, а также десять неудачных попыток. Восхождения совершались различными маршрутами по южной, юго-западной сторонам горы. Как видно из таблицы ни одна попытка восхождения с северо-востока не была успешной.
Год |
Статус |
Маршрут |
1950 |
r |
from SW |
1954 |
r |
from E |
1955 |
at |
SW Ridge |
1957 |
at |
NE side |
1958 |
r |
NE side |
1959 |
at |
NE Ridge by Namru & Shurang Khola |
1960 |
as |
Sickle Ridge, from SW |
1971 |
at |
NE Ridge by Namru & Shurang Khola |
1974 |
at |
NE Face (Japanese route) |
1977 |
at |
E Ridge |
1978 |
as |
S Face to SW Ridge |
1978 |
at |
NE Ridge |
1979 |
at |
SE Ridge from Dorol Knola |
1981 |
at |
S Ridge |
1981 |
at |
SW Ridge |
1982 |
at |
S Ridge from W (Dordi Khola) |
1983 |
at |
S ridge |
1983 |
at |
SW Face, new route |
1984 |
as |
SW ridge |
1985 |
as |
SE Ridge, SE Face |
1985 |
as |
SW Ridge (by W pk) |
1986 |
as |
S ridge & SW face |
1986 |
at |
SW Ridge |
Status: as – ascent ( восхождение ) , at – attempt ( попытка ) , r – recce ( разведка ) |
Второе восхождение было совершено в 1978 году двумя членами другой японской команды. Они совершили первое восхождение по юго-западной склону от Дорди Кхола. Они также первыми взошли на Западную вершину с востока.
Северная вершина впервые был покорена в 1985 году Корейской экспедицией по Северному склону.
Схема маршрута восхождения на пик Гимал Чули в символах УИАА
Лагеря в. Гимал Чули
|
||||||||
Лагеря |
Длина уч-ка |
Кол-во верёвок |
Крючья ледовые |
Крючья снежные |
Крючья скальн. закл. |
Сложн., крутизна склона |
Часы |
Дата |
БЛ — поворот на ледник |
1200 |
|
|
|
|
0,5 |
7.05 |
|
пересечен. л. Лиданда |
1200 |
|
|
|
|
1 |
7.05 |
|
ледник — АВС 5100 |
2800 |
|
|
|
15-40° |
8 |
7.05 |
|
АВС 5100 — С1 5900 |
4500 |
|
|
|
10-25° |
9 |
8.05 |
|
С1 5900 — С2 6500 |
3100 |
|
|
|
5-50° |
10 |
9.05 |
|
С2 6500 — С3 6200 — С4 6450 |
1100 |
5 |
4/4 |
10/2 |
5-40° |
15 |
10.05 |
|
С3 6200 — С4 6450 |
1600 |
|
|
|
|
10.05 |
||
С4 6450 — С5 6900 |
2000 |
1 |
|
2 |
|
/, 45 м , 55° |
8,5 |
11.05 – 15.05 |
С5 6900 — С6 7250 |
1100 |
4 |
4/2 |
6 |
|
|
15 |
16.05 |
С6 7250 — С7 7700 |
600 |
11 |
12/2 |
14/4 |
8/6 |
|
25 |
17.05– 18.05 |
С7 7700 — Вершина 7893 |
1000 |
|
|
|
|
5-55° |
6 |
19.05 |
всего |
20200 |
21 |
20/8 |
32/6 |
8/6 |
|
98 |
|
Характеристика
технической части маршрута
Наименование перехода |
Техническая характеристика |
Обозначения на схеме |
|
С 2 6500 — С3 6200 |
1. II, 150м, 10 о |
|
|
|
2. /, 45 м , 70° |
|
|
|
3. /I, 50м, 80° |
|
|
|
4. /, 45 м , 55° |
|
|
|
5. I/, 45 м , 45° |
|
|
|
6. III, 45 м , 35° |
|
|
|
7. II, 720 м , 20° |
|
|
С5 6900 — С6 7250 |
1. III, 915 м , 25° |
R0-R1 |
|
|
2. /, 45 м , 65° |
R1-R2 |
|
|
3. /, 50м, 70° |
R2-R3 |
|
|
4. /, 45 м , 55° |
R3-R4 |
|
|
5. /I, 45 м , 65° |
R4-R5 |
|
С6 7250 — С7 7700 |
1. /I, 45 м , 70° |
R5-R6 |
|
|
2. /I, 47 м , 75° |
R6-R7 |
|
|
3. /I, 45 м , 75° |
R7-R8 |
|
|
4. /I, 40 м , 70° |
R8-R9 |
|
|
5. /, 45 м , 65° |
R9-R10 |
|
|
6. /, 42 м , 55° |
R10-R11 |
|
|
7. /, 45 м , 55° |
R11-R12 |
|
|
8. /, 40 м , 60° |
R12-R13 |
|
|
9. /, 40 м , 65° |
R13-R14 |
|
|
10./I, 45 м , 75° |
R14-R15 |
|
|
11./I, 48 м , 80° |
R15-R16 |
|
|
Всего V-VI кт.сл. 857 м |
Описание маршрута по участкам
(рекомендации)
В данном описании, участком мы будем считать отрезки между высотными лагерями. Все направления указываем по ходу движения.
Базовый лагерь (БЛ), 3600 м – АВС, 5100 м
От БЛ движемся по карману левобережной морены до промоины в моренном валу, образованного ручьём, стекающим на ледник. Пересечение ледника Лиданда происходит в направлении одноимённого перевала, который хорошо просматривается на всём пути движения и не представляет сложности. Начало подъёма – снежный лавинный вынос. Следует обращать особое внимание на левый лавиноопасный склон. Особенностью является довольно большой набор ( 1500 м ) высоты. АВС расположен на снегу, на перевале Лиданда. Время подъёма 7-10 часов в зависимости от состояния снега.
АВС, 5100 м – Самр 1, 5900 м
Путь с перевала лежит в направлении пика Рани Вост. движение в связках по закрытому леднику. Чётких ориентиров движения – нет. Желательно использовать GPS или компас, т.к. в плохую погоду спутники ловятся не всегда. Необходимо максимально прижиматься вправо к гребню, образованному склонами массива Рани. Чёткого месторасположения Самр 1 также нет. Необходимо руководствоваться нормой перехода. Среднее время перехода 9 ч.
Самр 1, 5900 м – Самр 2, 6500 м
Сохраняем то же направление движения, пересекаем несколько ледово-снежных полей, пока чётко не увидим пик Рани Восточный. На большом снежном плато под этим пиком поворачиваем влево, в направлении плеча, спускающегося с этого пика. Подьём на плечо – крутой ледово-снежный склон. Видимые трещины обходятся по мостам. На плече оборудуем пещеру, на случай длительной непогоды и с целью экономии высотных палаток. В пещере оставляем аварийный запас газа и кислорода. Время в пути до 10 ч.
Самр 2, 6500 м – Самр 3, 6200 м
С плеча спуск в направлении плато между вершинами Химал-Чули и массивом Рани пиков. Спуск крутой, местами до 85 градусов (дюльфера, закреплённые на ледобурах и снежных крючьях), выводящий на пологое снежное плато. Необходима точная маркировка места лагеря, т.к. привязки к рельефу нет. Для первой шурмовой группы, лагерь был промежуточной остановкой на пути к Самр 4.
Самр 3, 6200 м – Самр 4, 6400 м
Движение в направлении основания стены. Лагерь расположен после двухсотметрового ледового взлёта. Не стоит приближаться к следующему взлёту, выводящему на ночёвки 6900м во избежание ледовых обвалов. От лагеря Самр 2 до Самр 4, с оборудованием дюльферного спуска – 15 часов.
Самр 4, 6400 м – Самр 5, 6900 м
Движение влево в обход ледовых сбросов. Не приближаясь к стене, поворачиваем вправо и по снежному склону, через серию закрытых трещин, выходим к лагерю 6900 м . Он расположен на небольшом снежном седле, образованном основной стеной и сбросами пиков Рани к леднику Лиданда.
Самр 5, 6900 м – Самр 6, 7250 м
С седла движемся кратчайшим путём в направлении основной, северо-восточной стены. При этом обходим ледовые трещины и преодолеваем несколько бергшрундов. В нижней части стены страховка и закрепление перил на ледобурах, далее – на снежных крючьях. После провешивания четырёх перильных верёвок, в одном из наиболее широких бергшрундов ставим лагерь 7250 м . Общее время движения по этому участку и его обработка – 15 ч.
Самр 6, 7250 м – Самр 7, 7700 м
Из бергшрунда, по неявному мосту, движемся по ледовым стенкам в направлении ледового кулуара, упирающегося в скальные стены. Страховка на ледобурных крючьях. При выходе к скалам – организация станций и страховка с помощью крючьев и закладок. Обходим скалы вправо-вверх и после нескольких верёвок траверсов по микстовым склонам, выходим на завершающую часть ледовой стены. Она через снежный карниз на перемычке гребня, выводит нас к ночёвке и лагерю 7700 м . Гребень спускается с вершины в направлении Гимал-Чули Западная. Обработка и движение по этому участку заняли 25 часов.
Самр 7, 7700 м – Химал-Чули, 7893 м
С перемычки спускаемся на 60- 70 м в направлении южных склонов. Повернув налево, по снежным полям идём в направлении скального взлёта вершины. Движение одновременное. Скальный взлёт проходим траверсами – зигзагами по узким снежным полкам. По не крутому снежному склону выходим на вершину. Вершина представляет небольшой скально-снежный купол. От палатки до вершины – 6 часов. Можно двигаться и по Западному гребню, но, в этом случае, обьём технической работы будет большие.
Спуск с вершины – по пути подъема. В этом случае весьма целесообразно оставить перила на спуске с плеча п.Рани ( 6550 м ).
Описание маршрута по участкам
(рекомендации)
В данном описании, участком мы будем считать отрезки между высотными лагерями. Все направления указываем по ходу движения.
Базовый лагерь (БЛ), 3600 м – АВС, 5100 м
От БЛ движемся по карману левобережной морены до промоины в моренном валу, образованного ручьём, стекающим на ледник. Пересечение ледника Лиданда происходит в направлении одноимённого перевала, который хорошо просматривается на всём пути движения и не представляет сложности. Начало подъёма – снежный лавинный вынос. Следует обращать особое внимание на левый лавиноопасный склон. Особенностью является довольно большой набор ( 1500 м ) высоты. АВС расположен на снегу, на перевале Лиданда. Время подъёма 7-10 часов в зависимости от состояния снега.
АВС, 5100 м – Самр 1, 5900 м
Путь с перевала лежит в направлении пика Рани Вост. движение в связках по закрытому леднику. Чётких ориентиров движения – нет. Желательно использовать GPS или компас, т.к. в плохую погоду спутники ловятся не всегда. Необходимо максимально прижиматься вправо к гребню, образованному склонами массива Рани. Чёткого месторасположения Самр 1 также нет. Необходимо руководствоваться нормой перехода. Среднее время перехода 9 ч.
Самр 1, 5900 м – Самр 2, 6500 м
Сохраняем то же направление движения, пересекаем несколько ледово-снежных полей, пока чётко не увидим пик Рани Восточный. На большом снежном плато под этим пиком поворачиваем влево, в направлении плеча, спускающегося с этого пика. Подьём на плечо – крутой ледово-снежный склон. Видимые трещины обходятся по мостам. На плече оборудуем пещеру, на случай длительной непогоды и с целью экономии высотных палаток. В пещере оставляем аварийный запас газа и кислорода. Время в пути до 10 ч.
Самр 2, 6500 м – Самр 3, 6200 м
С плеча спуск в направлении плато между вершинами Химал-Чули и массивом Рани пиков. Спуск крутой, местами до 85 градусов (дюльфера, закреплённые на ледобурах и снежных крючьях), выводящий на пологое снежное плато. Необходима точная маркировка места лагеря, т.к. привязки к рельефу нет. Для первой шурмовой группы, лагерь был промежуточной остановкой на пути к Самр 4.
Самр 3, 6200 м – Самр 4, 6400 м
Движение в направлении основания стены. Лагерь расположен после двухсотметрового ледового взлёта. Не стоит приближаться к следующему взлёту, выводящему на ночёвки 6900м во избежание ледовых обвалов. От лагеря Самр 2 до Самр 4, с оборудованием дюльферного спуска – 15 часов.
Самр 4, 6400 м – Самр 5, 6900 м
Движение влево в обход ледовых сбросов. Не приближаясь к стене, поворачиваем вправо и по снежному склону, через серию закрытых трещин, выходим к лагерю 6900 м . Он расположен на небольшом снежном седле, образованном основной стеной и сбросами пиков Рани к леднику Лиданда.
Самр 5, 6900 м – Самр 6, 7250 м
С седла движемся кратчайшим путём в направлении основной, северо-восточной стены. При этом обходим ледовые трещины и преодолеваем несколько бергшрундов. В нижней части стены страховка и закрепление перил на ледобурах, далее – на снежных крючьях. После провешивания четырёх перильных верёвок, в одном из наиболее широких бергшрундов ставим лагерь 7250 м . Общее время движения по этому участку и его обработка – 15 ч.
Самр 6, 7250 м – Самр 7, 7700 м
Из бергшрунда, по неявному мосту, движемся по ледовым стенкам в направлении ледового кулуара, упирающегося в скальные стены. Страховка на ледобурных крючьях. При выходе к скалам – организация станций и страховка с помощью крючьев и закладок. Обходим скалы вправо-вверх и после нескольких верёвок траверсов по микстовым склонам, выходим на завершающую часть ледовой стены. Она через снежный карниз на перемычке гребня, выводит нас к ночёвке и лагерю 7700 м . Гребень спускается с вершины в направлении Гимал-Чули Западная. Обработка и движение по этому участку заняли 25 часов.
Самр 7, 7700 м – Химал-Чули, 7893 м
С перемычки спускаемся на 60- 70 м в направлении южных склонов. Повернув налево, по снежным полям идём в направлении скального взлёта вершины. Движение одновременное. Скальный взлёт проходим траверсами – зигзагами по узким снежным полкам. По не крутому снежному склону выходим на вершину. Вершина представляет небольшой скально-снежный купол. От палатки до вершины – 6 часов. Можно двигаться и по Западному гребню, но, в этом случае, обьём технической работы будет большие.
Спуск с вершины – по пути подъема. В этом случае весьма целесообразно оставить перила на спуске с плеча п.Рани ( 6550 м ).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|