Без рубрики

Шингу Чарпа / Горы Мира. Каракорум /

Шингу Чарпа
Читайте на Mountain.RU


Новый маршрут на Шингу-Чарпa, Каракoрум

Шингу Чарпа (5600м). Восточная стена



Шингу Чарпа. Александр Клёнов

Паспорт восхождения

1. Горная система: Каракорум

Ущелье: Нангма ( Nangma )
Наименование вершины: Шингу Чарпа ( Shingu Charpa )
( В классификационной таблице2001 г вершина отсутствует ) .

2. Название маршрута: Never More ” по Ц.Восточной стене

3. Предполагаемая категория сложности: 6Б первовосхождение

4. Характер маршрута: комбинированный

5. Характеристика маршрута:

Перепад высот маршрута: 1600 м
Протяженность маршрута: 2360 м
Протяженность участков:
V кат. сложности: 307 м
V I кат. сложности: 1222 м
Средняя крутизна:
основной части маршрута: 78 градусов
всего маршрута: 67 градусов


Панорама района Шинга Чарпы

6. Использовано крючьев на маршруте:

Шлямбурных стационарных: 0 шт
Шлямбурных съемных: 4шт на второй ночевке
всего: 4 штуки
Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО) 546 штук
Оставлено «крючьев» на маршруте:
скальных: 2 штук
шлямбурных: 0 штук
ледовых: 0 штук
снежных: 0 штук

7. Ходовое время команды на маршруте: 165,5 часов ( 21 день)

8. Руководитель:

Деви Михаил Марэнгленович
Спорт. квалификация: ЗМС, МСМК

Участники:
Кленов Александр Валерьевич, ЗМС, МСМК
Шабунин Александр Анатолиевич, МС

9. Тренер: Кленов Александр Валерьевич

Спорт. квалификация: ЗМС, МСМК

10. Выход на маршрут: 10:00, 4.08.2007

Выход на вершину: 16:00, 24.08.2007
Возвращение в БЛ: 18:00, 27.08.2007

Описание района восхождения


Профиль маршрута справа

Вершина Шингу Чарпа ( Shingu Charpa 5800) расположена в живописной и довольно редко посещаемой долине Нангма. Стены долины содержат кажется бесконечный скальный потенциал для восхождений во всех альпинистких стилях. Интерес к этому району возник около 10ти лет назад и все увеличивается из года в год. Наиболее известны вершины Амин Брак и Шингу Чарпа , но также есть множество скальных пиков со стенами протяженностью 10 -20 веревок который каждый год привлекают скалолазов и альпинистов со всего мира.

Наиболее благоприятный сезон восхождений июнь – август.

Начало экспедиций, как и к большинству вершин Каракорума, идет от Скарду.

Сначала на джипах до поселка Канде (4-5 часов), а затем пешком по ущелью Нангма, с одной ночевкой в дороге. Переходы короткие и в принципе, с небольшим грузом за плечами, можно достичь БЛ и за один день (вниз так и ходят).

БЛ расположен в прекрасном зеленом оазисе на высоте 3900м. Рядом роща из берез и верб, родниковая вода. Подход под начало маршрута от БЛ состовляет 2-3 часа в зависимости от акклиматизации и состояния ледника.

При недостатке бюджета возможны варианты подъезда общественным транспортом(автобус) до довольно крупного поселка Каплу (Khaplu )со всеми видами сервиса и размещения. От Каплу до Канде ежедневно ходит общественный джип для местного населения на который можно сесть за небольшую плату.

История покорения вершины:

По растиражированной версии, первовосхождение совершено в 2000 году корейской командой в составе: Шин Дон Чюи, Бэнг Юнг Хо и Хванг Янг Сунн. Корейцы планировала провесить перилами Северное ребро и пройти к вершине, но вскоре, осознав масштабность замысла, переориентировалась на камнеопасный снежно-ледовый кулуар правее. Провесив 700 метров верёвки до высоты 4800 , они задержались на семь дней в верхней части западной стены, затем вышли на вершину. Правда факт выхода этой команды настойчиво оспаривают находившиеся в долине независимые наблюдатели( один из самых известных и уважаемых очевидцев этого Войчиех Куртика ).

Во всяком случае мы побывав на вершине с достоверностью можем сказать что верхние петли американцев и украинцев находятся на значительном (не менее 6 -7 веревок ) расстоянии от вершины, и других следов пребывания в ее районе других людей мы не обнаружили. Мы склонны предполагать, что совершили первовосхождение на этот пик.

Еще из истории: В 2001 году Тодд Оффенбахер, Нилс Дэвис, Брайян МакКрэй и Брентон Варен, попытались пройти Северное ребро. Работая в капсюльном стиле, за пять дней прошли более 20 питчей маршрута, после чего отказались от мечты из-за травмы одного из участников. Журнал «Монтань» включил Шингу Чарпу в список наиболее интересных непройденных маршрутов мира. Всемирно известная фирма « Polartec» в 2006 г . выделяла грант Polartec Challenge на экспедицию по прохождению ребра Шинги Чарпа. За реализацию этого проекта взялись американци Келли (Kelly Cordes) и Джош (Josh Wharton), но Украинцы опередили их и первыми вышли на ребро Шингу Чарпы. Летом 2006 г: Игорь Чаплинский, Андрей Родионцев, Орест Вербицкий. Сообщили о прохождении северного ребра за 5 дней в альпийском стиле, маршрут был номинирован на премию Золотой Ледоруб. К сожалению и их выход на вершину был оспорен как наблюдателями, так и впоследствии самими участниками команды. Следовавшие за ними американцы также не смогли достичь вершины и честно в этом признались. Элементарное отсутствие ледового снаряжения у всех участников не дало достигнуть этим командам заветной цели.

Также в разные годы вершину с разных сторон пытались штурмовать сильные альпинисты канадцы, словены, поляки, русские, австрийцы.

Наша команда гордится, что смогла не только достичь вершины, но и прошла новый, труднейший на сегодняшний день, маршрут по восточной стене этой непростой вершины.


Картосхема района Нангма (Nangma), Пакистан.

Схема из отчета словенской разведывательной экспедиции 2004

Технические и тактические действия команды

Согласно плану, команда потратила неделю, после заезда в БЛ, на акклиматизацию и тщательную разведку подходов под предполагаемый маршрут Шинги Чарпы. В это же время мы осуществляли наблюдение за состоянием стены и графиком камнепадов в районе, поднесли под стену основную часть снаряжения, а также совершили разминочное восхождение на стену невысокой (4500) скальной вершины напротив восточных склонов Шинга Чарпы. Разминочное восхождение позволило ощутить многие будущие сложности восхождения в данном районе, а также сделать качественные фото нашей основной цели экспедиции. Выход на маршрут состоялся 4 августа 2007 года. Быстро пройдя не очень сложную часть начала маршрута, мы установили платформу под основной частью стены в заранее намеченном месте хорошо укрытом большими карнизами от падающих камней. В связи с большими камнепадами, обусловленными резкими перепадами температур на восточной стеной и плохой погодой в районе, выбор места ночевки, являлся одним из наиболее важных моментов восхождения. Мы укрепляли платформу только на значительно нависающих местах или под карнизами, что позволило избежать несчастных случаев, хотя конечно слегка замедляло график продвижения команды. Ежедневное передвижение платформы из-за отсутствия вблизи мест ночевку удовлетворяющих всем нашим требованиям. Поэтому, иногда мы передвигались только на одну веревку, а иногда обрабатывали три участка, для того чтобы за следующий день точно успеть в увиденное дальше безопасное место на стене. Основные камнепады на восточной стене происходят после захода солнца с 20-00 до 11-00 местного времени, когда текущая по стене вода замерзает в трещинах, откалывая порой гигантские скальные блоки.


Рисованый профиль маршрута

Также явно выражен утренний камнепад, начинающийся с освещения стены солнцем (то есть практически с 6-00), но утром камнепады менее сильны и в основном состоят из падающих кусков льда. В связи с обилием падающих камней и высокой абразивности породы движение по фиксированным веревкам осуществлялось только двойным перилам. Команда обладала достаточным запасом газа и продуктов на 20 дней восхождения + резерв. Вначале восхождения мы имели с собой 50 л воды, но установившаяся длительная непогода позволила отказаться от таскания запасов воды, но в случае сухой погоды стена имеет очень ограниченное число мест для пополнения запасов воды и снега, что, несомненно, необходимо знать последующим восходителям. Учитывая опыт предыдущих экспедиций, не достигших вершины, мы взяли кошки на всех членов команды, а также необходимое ледовое снаряжения для прохождения снежно-ледовой части перед вершиной. Движение первого осуществлялось в основном свободным лазанием с редким использованием ИТО в местах, где из-за разрушенности скал или из-за забитых землей и кальцитовыми отложениями трещин, когда при движении свободным лазанием просто нельзя было организовать качественную страховку. Смена ведущего, происходила каждый день. Первый шел с двумя динамическими веревками. Второй поднимался по перилам с рюкзаком. Так как вытягивание баула на этой стене было весьма опасным из-за опасности уронить камень, третьему приходилось в основном проходить каждый участок дважды(один раз с баулом, второй с платформой).. Взаимодействие с БЛ и английской частью экспедиции осуществлялось с помощью радиосвязи по установленному заранее графику. Наблюдение за группой велось из базового лагеря в бинокль. БЛ в свою очередь имел связь с ближайшим поселком, имеющим телефонную связь. Оплаченный заранее депозит на спасательный вертолет, позволял в случае нештатной ситуации ожидать прибытия вертолета в течение суток с момента происшествия.


Техническое фото нижняя часть маршрута

Техническое фото верхняя часть маршрута

Комплекс вышеописанных тактических действий позволил команде добиться того, чего не смогли совершить с 2000 года множество известных альпинистов из разных стран и 24 августа 2007г осуществить первовосхождение на вершину Шинга Чарпа по новому, самому сложному, на сегодняшний день маршруту .

Схема маршрута в символах УИАА

Информация о записках с вершины.

Вершина горы Шингу Чарпа представляет собой снежный надув на скальном гребне со свисающими на восток карнизами. Контрольного тура, а также следов пребывания людей вблизи вершины не обнаружено. Имеются фотография на вершине и фото с видеокамеры на последних вертикальных перилах.


А.Кленов переход с участка 6(щель) на участок 7.

Участки 5-14. А.Кленов переходит на траверс с участка 7.
Отчетливо, видна
платформа под карнизами на месте первой ночевки на м-те.


Участки 8 – 16. А.Кленов на участке 10. А Шабунин страхует в конце учаска 8.

Участки 20 – 23. М.Дэви проходит участок 21.

Участки 27-28. М.Дэви продолжает движение под карнизом, после маятника.

А.Кленов на участке 32

А.Кленов на участке 64 — траверс влево

Участки 69 – 75 Начало участка 75 – большой
внутренний угол на фоне неба.

Участок 78 -80, место последнего бивака перед выходом на гребень


Участки 81 -85 М.Дэви проходит участок 82

Участки 86 – 88. М.Дэви лидирует на участке 86

Участки 91 -93. Последние веревки перед вершиной.
М.Деви на перилах.
(Фото сделано с видеокамеры)


Команда на вершине.
Вершина представляет из себя большой снежный надув на
скале.
(Фото сделано с видеокамеры)

.