Маленькая страна Тофалария / Горы Мира.Сибирь /
Автор: Анатолий Казакевич
Клуб приключений «Чемберлены»
Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции
в Тофаларию клуба приключений «Чемберлены»
Экспедиция проходила в достаточно морозные дни — с 25-го января по 9-е февраля 2006 года.
Рекордная температура -57 C.
Подготовка к экспедиции
|
Все самое интересное происходит
либо по случайности, либо по пьянке.
Идея поехать в Тофаларию, как всегда, пришла случайно. Все началось с обсуждения долгосрочных планов. Достаточно горячо обсуждалась идея организовать сплав по Амазонке — найти дикие племена индейцев, снять интересный фильм и побывать в диких джунглях. Но постепенно обсуждение скатилось к староверам, проживающим в Прибайкальском районе и, конечно же, к Тофаларии, где живут такие уникальные люди.
Цель определена – едем в Тофаларию. До старта осталось всего 2 месяца. Началось изучение информации о регионе, достопримечательностях и интересных местах родины малочисленного народа — тофов. После изучения противоречивых материалов, бесед с краеведами и географами цели были несколько скорректированы. Уже на этапе подготовки было ясно – мы едем в неизвестность. Но эта неизвестность обещала быть увлекательной! Основной целью экспедиции мы поставили съемку фильма о Тофаларии, проблемах региона, уникальных пещерах и, конечно же, приключениях!
|
Одним из ключевых и самых сложных вопросов был транспорт. Зимой (февраль-март) в Тофаларию можно попасть по «зимнику», по р. Уда. Зимник достаточно сложный. Проходит только «Урал» (после 15 февраля), либо «ГАЗ-66». Остальные машины обычно доходят до середины пути, не далее (тонут, застревают, ломаются и т.д. – лебедки не помогают). Подходящую машину мы нашли в г.Нижнеудинск. Водитель, который ежегодно «пробивает» зимник последние 5 лет, знает эту дорогу лучше всех.
Понятно, что участие в данной экспедиции – дело достаточно рискованное. Все участники экспедиции, снаряжение было застраховано, с собой был спутниковый телефон – в кризисной ситуации мы могли бы связаться с МЧС. Но это на самый-самый крайний случай, лучше рассчитывать на себя.
|
Последние 2 недели подготовки были особенно напряженными. Бессонные ночи, расспросы журналистов о планах экспедиции, еще раз — отчеты предшественников, поиски карт региона, окончательные сборы. И вот, 25 января 2006 года, мы выехали в Нижнеудинский район.
«Дороги» Тофаларии
|
6 утра, Нижнеудинск, 26 января. На улице прохладно, около -45 0C. Мы встретились с представителями сайта tofalaria.ru (они помогли нам найти машину), Михаилом Ивановичем Пугачевым (краевед, географ, посвятивший свою жизнь исследованиям Тофаларии) и нашим водителем – Николаем Рубаном. Успешно загрузились в «66-ой» и выдвинулись. Нам предстоит путь в поселок Алыгжер – «столицу» Тофаларии. Дорога тяжелая -300 километров бездорожья. Со слов Николая – он единственный, кому в этом году удавалось добраться до Алыгжера. Сегодня он едет в 4-ый раз. Первые три раза завозил продовольствие в поселок.
|
По пути заехали в теплый бокс в поселке Порог — нам нужно было украсить машину логотипами спонсоров. Здесь начинается зимник.
|
Первые 50 километров дороги нам показались просто отличными! Но, как только мы выехали на «зимник», проходящий по реке, все участники это отлично почувствовали. Объезды сложных порогов по скалистым прижимам, торосы до двух метров высотой, встречается проломленный лед. Приходится преодолевать наледи – машина едет в воде, до 1 метра глубиной.
|
Проехав около 200 километров, встретили застрявшую и брошенную «таблетку» — от нее шел одинокий след вверх по Уде.
Езда по такому «зимнику» оказалась очень даже экстремальной. На дорогу до Алыгжера у нас ушло около 15 часов.
Если выдвигаться самостоятельно, без местного гида-водителя, на дорогу уйдет в 1,5-2 раза больше.