Без рубрики

Мечта — это как замок из песков Wadi Rum / Горы Мира. Турция, Ближний Восток /

Автор Богдан Чайка, Днепропетровск
Фото (в основном ): Виталий Нестерчук

Мечта — это как замок из песков Wadi Rum

Когда еще писать? Сижу на вокзале, с билетом обратно в Днепропетровск, и думаю, а зачем ? Или о чем? О Вади Рам, об Аммане, Петре, Мадабе, Акабе. Все стало сливаться. И может снова стало неясно чего хотеть. Это странное чувство, когда о чем-то мечтаешь и получаешь это. И понимаешь что недополучил это до конца.

Этим местом бредил уже целый год, как только услышал о нем впервые. Имя этому месту Вади Рам. Итак что это ?! Это заповедники-резервация-защищенная зона в Иордании. И там есть скалы из песчаника и гранита. И вот осенью, отойдя от слегка неудачной поездки в Фанские горы, углубившись в свое любимое время года. Боулдринг в Крыму в тени желтых листьев и проблемы уходят куда-то, наслаждаешься моментом. И правда мало, что красивее и душевнее осеннего Крыма. Но осень проходит и наступает зима. Мало солнца, в крыму начинается сезон дождей.

И понимаешь, что расслабились и хватит, надо бы снова оглянуться и найти новый горизонт. И для себя решил — черт буду обучать свое “солнце”( а в народе просто Аня Савченко) нелегкой доле альпинистского напарника. И попаду в конце концов или в Вади Рам или в Сан-Катрин. А когда вдруг в декабре раздался звонок и Виталий Нестерчук по телефону спросил “ Куда едишь на Новый Год?”, я понял, что мы летим в Иорданию. О районе известного много в узких кругах и есть всего один гайд какого-то америкоса Тони Ховарда, гайд можно купить в сети, но времени было мало, поэтому я накопал максимально информации в сети и с этим поехал.

Того что накопал с головой может хватить на неделе две там. Лазить там надо обязательно с двумя веревками, потому что частенько ( и это по-просту проще) спуск по пути подъема со всеми вытекающими последствиями. Какие еще последствия ? Рельеф из песчаника и гранита, поэтому на дюльферах веревка цепляется за все, даже за то, за что цепляться не должна. В общем ручки, которые помогают лезть вверх, на спуске мешают ехать вниз. Мы взяли половинку 8 mm и единичку 8.9 mm tendom master — ну вроде бы они получили свою долю матюков в пределах нормы, и все таки будут еще использоваться.

В общем счастье в виде билета в Амман стоит в районе 450 долларов, и ты уже на арендованной машине со слипающимися глазами едишь в какой-то призрачный район, о котором много “ВАУ” и мало фотографий. Пустыня вокруг не добавляет реальности происходящему. Пустынные пейзажи монотонно меняют друг друга на протяжении 300 километров и ты никак не поймешь, где же тут можно лазить, благо две полосы в обе стороны, позволяют смотреть по сторонам. Но спустившись с плато, вдалеке начинают просматриваться пики желтого цвета, вовремя! По карте до Вади Рам осталось 20 км, а вот и поворот.

В Иордании возле каждой достопромечательности есть так называемые “Visitor Center” — в них платишь за их посещение. Посещение Вади Рам обойдется в районе пяти местных денег, или 50 наших ( курс местных денег равен примерно курсу евро). И мы на месте. Сразу на въезде в деревню справа находится кемпинг «Rest House», там есть душ и плата 2 местных денег с человека за ночь, если палатку вы взяли с собой, и 3 если хотите воспользоваться местными «шатрами».

С кемпинга открывается вид на одну из самых больших стен района Jebel Rum. Это плюсы. А теперь минусы – местные жители не готовы к пластику. Они засрали все углы в округе. А еще, я знаю где мусульмане пьют пиво – в каньонах, которых в округе просто дикое количество – наверно думают что их там Аллах не видит. Еще бы я взял за политику партии не заводить каких-то близких знакомств с местными. Потому что через некоторое время самые наглые экземпляры начинают частить вечерами на чай и предлагать разные экскурсии по пустыне, и цену для затравки начинают минимум в 4 раза больше себестоимости ( мы легко скидывали ее раза в два ). В общем мы быстро находим кемпинг и смотрим на одну из самых значительных стен района.

Стены – они крутые, они просто “офигенно” крутые. На Jebel Rum есть десяток коротких на 3-4 веревки маршрута, попробовать свои силы. Я попробовал их со своим «солнцем», «солнце» решило, что «тред» не для мягких скалолазных девочек. А я подумал, чтобы я тут делал без Веталя. То что стена стоит, я уже понял, поэтому мы полезли на следующий день какую-то бедуинскую тропу, так и не поняв какую из. Бедуинские тропы – это такие простые маршруты на вверх, хер знает какой категории. Описания нормального у нас не было, поэтому мы положимся на наше чутье – оно не подвело.

То, что оно не подвело, мы поймем, увидев представителей славянской расы, у которых было описание, нормальные люди в общем. Конечно, мы сразу решим свернуть с тропы, но пропасть, уходящая в бесконечность вниз, быстро отрезвит – начнем все сначала. Братья славяне пойдут за нами. С категорией маршрута мы так и не определились, лазить по крымским мерками пришлось достаточно, братьям славянам повесили перила, ну и оставили их там. Когда время будет подходить к часу дня, мы выберемся наверх. Стандартно офигеем от пейзажей, порадуемся, что бедуины редко забираются на плато – мусора не было видно, и двинем вниз. По ходу движения будет хотеться дюльферять, но не будет видно, где это сделать. Под конец спуска словим себя на мысли, что залезли мы наверх в скальниках, а спустились в кроссовках.

Смешнее всего будет, когда почти внизу встретим братьев славян почти там, где и оставили. Вот оно противостояние Инь и Янь, они, оказывается, не могли решить, откуда они прилезли сюда – любезно подскажем. И на следующий день решим, что пора мочить. Один из самых логичных маршрутов на Jebel Rum – Inshala Factor, собственно поэтому его и выберу, чтоб не блукать . Трещина идет через все стену наверх, постепенно забирая налево. Здесь мы наконец поняли всю глубину неопределенности, в которую попали – геометрически правильные скальные фигуры прекрасно смотрятся на фотографиях, но оказываются абсолютно не понятными в плане лазания.

Ровная трещина переходила в камин слева от golden finger. А камелоты!! Как я бился на этой веревке о скалу в призывах к Аллаху, что бы он мне послал вместо одного синего камелота – желтый. В итоге все решила желтая закладка( 11 номер ) из конговского набора. Тщетно я старался заклинить кулак, как в крутых скалолазных фильмах, в эту гадость, в итоге задрал ногу к уху и выкатил на мизере, втиснув все свое естество уже в некое подобие большого внутреннего угла, попутно вспоминая эпизоды моей короткой жизни и планах пролезть . А потом я понял, что по трещинам можно передвигаться, клиня не только руки, но и например тупо ставя скальник в трещину, заклинивая его. Червяком я буду ползти вверх. Получив какое-то извращенное удовольствие от лазания, я доберусь до станции, навешу перила и буду отдыхать.

Виталик решит дать мне перерыв и отправится мужественно в бездну камина вверх, через некоторое время я услышу звуки борьбы за жизнь. Ну что за невезенье! Хорошо, что хоть станции на кассиновских крючьях. Виталий со слабо скрываемыми признаками счастья на лице отдал мне развеску и сказал работать отсюда и до обеда – благо шоколадок взяли две. Ну что могу сказать еще одна какая-то непонятная 6а, и передо мной ключик по гайду – карнизик, трещина под одну фалангу пальца, все дела! С карнизиком проблем не возникнет. А вот дальше включаем пониженную передачу.

В трещину не лезут закладки, и тут я вспомнил, что взял якоря. Если б не они родимые, то дюльферял бы я оттуда с чистой совестью, итак пришлось приспускаться вынимать пару штук. А так медленно, но верно с тремя вдохами и четырьмя выдохами, я буду ползти вверх, помня, что травмировать срывами хрупкую психику солнца, смотрящего из кемпинга, нельзя.

В общем как-то справились, еще одна и 5+ и стратегическое отступление. Конечно, хотелось поиграть в мученика и заночевать на плато без бивуака, но Виталий как-то убедил – в общем не берите с собой девушек трудно лазиться. Пара часов беготни на тарзанке по стене и нашли, как спускаться. Спустили пару чемоданов, немножко поматюкались, извинились перед испанцами за чемоданы, и мы дома. В общем круто, реально круто, но к трению надо привыкать, ну или выбросить уже наконец свои старые триопы, никому кстати не нужны?

Компания разная, поэтому поедим погулять в Акабу. Решим на вопросы «Hello! How are you» отвечать «Nih fershtein», мой вариант “Пошел на…” девушки дипломатично отклонят. Посмотрим на очередное «King что-то там» и поедим обратно. В общем в Акабе делать решительно нехрен, а красивые фотки можно везде наснимать. Уже тогда заподозрил, что что-то с этой Иорданией не так. А когда узнал цену посещения Петры, убедился в этом окончательно – 50 местных денег ( 75 долларов, где мой желтый камелот L ).

Стоит заметить, что машину мы арендовали в агенстве, которое решило упасть на дурочку и вместо Митсубиши Лансер сдать мне Киа Cerato, это я им решил простить, потому что времени мало и ждать другую машину не хотелось, а вот внутри оказался автомат вместо ручной. Поэтому ввиду всех этих фактов мы долго гадали, а не сдали ли нам иорданцы дизель вместо заказанного бензинового агрегата! Нормальной надписи на бачке не оказалось, поэтому дозаправившись 95-ым и нормально доехав до Вади Рам, мы обрадовались, что таки угадали. Поэтому проверяйте все! Бензин в Иордании отдельная тема. В нем какие-то присадки – сначала все хорошо, но потом машина начинает слегка тупить. Наша горелка на этом бензине работала идеально первые несколько дней, а потом в бензине стал выпадать странные осадок, а горелка просто отказалась уже в конце поездки работать вообще.

Так как компания подобралась разношорстная, мы решили отправиться в пустыню переночевать, погулять и…. пролезть Посох Мерлина. Мы не хотели обижать местного, который как-то прижился у нас по вечерам на кухне( мой вариант “пошел на..” дипломатичные девушки отвергли), и воспользовались его услугами, предварительно сбив цену вдвое, и на следующее утро отправились в Барах каньон – там есть арка и собственно Посох Мерлина. Маршрут наш оказался занят нашими братьям славянами, поэтому мы отправились к арке.

Не долго думаю мы устроили маленькое приключение нашим девушкам, взобравшись к арке по простым скалам, лучше бы подумали по-дольше, и зашли по простому подъему с обратной стороны. К этому времени маршрут освободился, и мы, снова недолго думая, решили на него полезть. Кто ж знал, что там на дюльферах веревки застревают со времен Тони Ховарда. По описанию кстати там ключевые веревки – третья и четвертая. Как по мне, то первая, снова придется вспомнить супер технику заклинивания всех частей тела, кроме головы, на этот раз получилось лучше, но потренироваться еще стоит конечно. А вот 3-ью и 4-ую веревку решительно не стоит лезть одним куском, как решил сделать ваш покорный слуга по трем причинам:

а) 60 метров хватает в притык,
б) маршрут идет трещине и веревка ну очень неприятно тянется,
в) главное — у меня почти закончились закладки из двух наборов!

А потом будет торжественный крик Виталия наверху, его же приключения с выдергиванием застрявшей веревки на дюльферах, пожумарит ее вытаскивать – спусковой узел таки застрял и пара красивых фоток нас снизу, не зря все таки девочек с собой притянули. Маршрутов в этом Барах Каньоне еще дофига, хотелось попробывать еще что-то поэтому…решили поболдерять, ибо девушек тоже надо развлекать. Вообще смотря другие отчеты из этого места, я понял, что пора делать мини гайд боулдрингового района возле арки в Барах каньоне. На удивление без нормального пада, родилось куча классных проблем.

Это был последний день в Вади Рам. Была еще поездка по пустыне в закате, но чувство голода осталось неимоверное. Не могу передать даже какое. И на фоне этого голода билет в Петру за 75 долларов мне показалось много. Огромная территория, на которой то тут, то там попадались какашки осликов и прочей местной живности, заполненная развалинами, на которых бегают местные дети круглый год, не вяжется с понятием всемирного наследия. В этот день самым ярким впечатлением окажется ужин в хостеле — наконец мы попробывали местную кухню. Хостелы кстати оказывается прекрасные места, потому что оказавшись за общим столом с испанцами, англичанами, итальянцами понимаешь, что все мы в первую очередь люди. Ночной пейзаж с четырехэтажного хостела довершит в принципе прекрасный день.

На следующий день мы отправимся в Мадабу и Амман посмотреть на диких арабских водителей! Кстати! Если есть возможность не заезжать в Амман — не заезжайте. Арабы считают ниже своего достоинства пользоваться поворотами при перестраивание из ряда в ряд, а национальный вид спорта — это сколько рядов ты сможешь поменять за один раз, или сколько раз бибикнешь в минуту. Для себя я решительно решил : пусть бибикают и сохраняйте дистанцию во что бы то не стало! Арабы арабами, но ты не араб. Мадаба известна своими мозайками, но для нас она запомнилась добродушным баптистким священником, который проведет нам экскурсию по подвалам своей церкви, и пустит наверх колокольни, и мы посмотри на арабский городок с высоты птичьего полета. В Аммане мы несказано будем рады, что после серии хаотических поворотов мы окажемся таки возле одной из главных его достопремичательностей — храма Геркулеса, который окажется закрытым увы! Но бабло побеждает даже самого строгого сторожа. Полная луна, регулярная вечерняя молитва, и вид с холма Геркулеса на тянущиеся в бесконечность низенькие кварталы Аммана поставит точку в путешествии, дальше начнется долгая дорога домой. И уже сидя в офисе на работе, ты вдруг понимаешь, что снова что-то поменялось, снова надо думать, как с этим жить дальше.


.