Без рубрики

Зимние визиты к Муйскому гиганту / Горы Мира.Сибирь /

Автор: Сергей Якунин, Чита

Зимние визиты к Муйскому гиганту

Есть замечательное место в Забайкалье — Южно-Муйский хребет. Этот горный район притягивает туристов, как магнит — горы очень красивые и сложные. Особо выделяется Муйский Гигант. Действительно, гигант, его громада давлеет над всеми окрестными вершинами, и влечет к себе всех, кто его хоть раз видел. Его фотографию я показывал известной шаманке, точнее она просто увидела его в наборе открыток о Забайкалье, долго разглядывала, и потом сказала: «Здесь живут духи». Наверно эти духи забирают часть души, потому что хочется возвращаться туда снова и снова. Я увидел его первый раз в 2000г., и это стало роком и наваждением. Мы остервенело лезли на него три года, с 2004 по 2006г каждую зиму, вопреки здравому смыслу и к большому удивлению друзей.

Наши друзья назвали эту эпопею «Муйский фреш». «Муйский фреш: берем майский отпуск в Таиланд и откладываем его навсегда. Берем февраль, берем лед, снег, берем веревки и кошки. Затем берем три года и бесплатно. Перемешиваем все это и получаем обморожение!»

2004г. Хмурый взгляд (Вас тут не ждали)

Этот поход можно назвать разведка боем. За полтора дня мы доехали по «зимнику» от Читы до метеостанции Ую. Хозяин, наш старый знакомый, Николай Усынин, угостил нас котлетами, и мы начали отсюда свой маршрут на лыжах. Сначала перевалили на р.Бамбуйка, потом через перевал Вертолетный свалились на р.Бамбукой. Нас пятеро, но один повредил на подходах ногу, и остался жить на Бамбукое. Еще один человек остался ему помогать, а трое поднялись в висячую долину перед Гигантом. Для восхождения был выбран северовосточный склон, где в нижнее озеро от Гиганта спускается широкий лоток. В августе 2001 во время восхождения я наблюдал, сидя с краю этого лотка, как после непрерывного дождя в течение суток по этому лотку спустился сель, а сразу вслед за ним «пропрыгал» вниз камень размером с избу. Вода в Бамбукое после этого двое суток была белая, как молоко… Зимой этот лоток был забит снегом, нам показалось довольно лавиноопасно, и мы двинулись по правому краю лотка. Склон сложен из наклонных плит, зачастую покрытих натечным льдом, очень скользко. Случилось несколько срывов на этих плитах, но мы шли в связке и успешно ловили друг друга. Поднялись примерно до 2500, и тут у меня сломались кошки. Металл стал гнуться и ломаться (отломилось одно «ухо»), одновременно на обеих кошках, казалось просто мистика какая-то. Нашли площадку перед вертикальным взлетом, переночевали, и Амид с Иванычем двинулись вверх по вертикальной щели. Я пока пытался реанимировать кошки, ребята пролезли первую щель, и стало понятно, что нам ничего не светит. Там дальше еще вертикальные стенки со сложным лазанием, жить негде, надо оставлять веревки, а у нас их для этого недостаточно. Решили пока отступить, тем более что примотанные на изоленту и проволоку мои кошки особо жизнь не облегчали. Гиганту наше решение понравилось, и свое одобрение он тут же выразил сильным подземным толчком, мы едва удержались на ногах, а со всех видимых нам окрестных гор посыпались лавины…

2005г. Ледяной отказ (Приходите в следующий раз!)

Зимний Гигант нас зацепил не на шутку. На этот раз решили вернуться с большим количеством снаряги и запасом времени, чтоб уж наверняка залезть. Также по «зимнику» на машине доехали до р.Бамбукой, заехав по пути на горячий источник, а потом три дня вшестером тащили тяжелую поклажу по налядям, периодически проваливаясь в пустолед. Под «обелиск» (огромный торчащий камень в месте где Бамбукой разделяется на два рукава у стены Гиганта) заперли групповую палатку с печкой и дровами, чтоб можно было жить вблизи Горы с комфортом. К тому моменту в интернете появилась фотография Гиганта с «классическим» маршрутом с выходом на гребень, его и решено было реализовать. Поднялись ко второму озеру все вместе, и здесь разделились. Четверо взяли часть снаряги и поднялись по кулуару в кошках до высоты 2580м, на небольшом пятачке поставили палатку и стали называть это место «штурмовым лагерем». Саша Баранов и Федя остались у озера и вырыли пещеру, подстраховывая нас на случай ЧП, и с обязательством принести оставшиеся веревки наверх во время заключительного штурма. Их теперь называли «База». У нас были радиостанции, и мы каждый вечер обменивались новостями. Из штурмового лагеря мы стали ходить наверх и долбить щель. Маршрут немного изменили — чуть левее от «классической» щели, которая сразу вертикально уходит вверх к гребню, есть еще одна, идущая в сторону основной вершины, вначале гораздо легче пролезаемая. По ней и пошли. И тут начался ХОЛОД. У меня богатый опыт зимних походов, все мы жители Забайкалья и привычны к холодам, но такого ХОЛОДА на моей памяти не было. Мы никогда не носим с собой термометр, полагаясь на ощущения, и может и не было рекордов понижения температуры, но ХОЛОД это то слово, с которым спустя несколько лет ассоциируется то восхождение. Виноват в этом еще и непрекращающийся штормовой ветер, который на протяжении недели нещадно нас трепал и засыпал снегом. На пятый день штурма (9.03.2005) мы прошли по щели около 150 м и уперлись в гладкие плиты, в которых практически нет щелей. В этот день Андрей подтаскивал к первой связке очередную веревку и очень замерз, ноги как бы и необморожены, но ступни ничего не чувствуют. Вечером всей толпой растирали ему ноги, надавали ему всяких носков и чуней, термических грелок.
10.03.2005 С утра первым делом потребовали от Андрея предъявить ноги. Ступни имели цвет, который можно назвать «фиолетовым», и чувствительность так и не вернулась. Тут же отправили Андрея вниз. Вверх прошли всего около 3 м, зацепов очень мало, гладкий камень, а ветер со снегом злобствовали как никогда. И у одного из нас в завершение всего открылся гемморой.
11.03.2005 Приняли решение спускаться всем. Я с Амидом отправился снимать провешанные веревки, и Гигант, словно почувствовав, что мы дрогнули, решил нас добить, обрушив шквал. Бросать вревки было жалко, поэтому пришлось все терпеть. Дальнейший спуск наш до лесной зоны был похож на бегство. И только мы спустились к первым кустикам, ветер остановился и выглянуло солнце. Позвонили по спутнику Косте, и попросили выезжать его немедленно, раньше срока, ввиду появившихся проблем со здоровьем. Оставшиеся три дня, которые мы топали вниз по Бамбукою, было тепло и солнечно. Проявились последствия нашего героического съема веревок — у Амида кожа с пальцев слезла как шкурка с мандаринки, толстой корочкой. А у меня щеки покрылись шикарными коростами, которые тоже вскоре облезли, оставив светлые пятна новой кожи на загорелом и прокопченом лице. Мы были полностью сломлены и раздавлены. И хотя все улыбались, и временами пели песни, думаю каждый из нас поклялся тогда никогда сюда не возвращаться. Примерно через месяц мы встретились с Андреем. Позади консультации со многими врачами, уже понятно что ноги не отрежут, и они уже стали немного чувствовать. Рассказывая о текущих ничего не значащих событиях, Андрей вскольз бросает:»Ну…, это…, если вы в следующем году опять туда соберетесь, я с вами». И дальше снова про работу.

2006г. Холодное гостеприимство (Ладно, только не долго)

25.02.2006 едем на Гигант как на работу. Никаких эмоций, хорошо знакомый пейзаж за окном, тот же УАЗик, тот же Костя нас везет, дежавю… И скорее хочется куда-нибудь приехать. Нас теперь только четверо — та четверка, что замерзала на Муйском Гиганте в 2005 году. Дмитрий Закс (Амид), Вадим Иванов (Иваныч), Андрей Шаманский, Сергей Якунин. Больше желающих не нашлось. Также волокем поклажу по Бамбукою (вес рюкзаков 45-47 кг), все до боли знакомо, и не радует. Скорее хочется прийти и ЛЕЗТЬ. Также поднимаемся по кулуару, но теперь на высоте 2800 м, выкладываем недалеко от начала «классической» щели площадку из снежных кирпичей и ставим палатку.
Краткая хронология из дневника:
4 марта. Полезли вверх по щели, прошли пол веревки. Ветер и холод, все очень медленно. Но лезется все равно.
5 марта. Лезем «двойками» по полдня, в обед меняемся. Благо, ходить теперь до палатки недалеко. Прошли около 40м. Иваныч вечером осваивает инструмент народов крайнего севера — «камус». Пока терпим его.
6 марта. С утра холодно, все «молоке», мелкий снег. За день прошли метров 7, сил нет… Здесь начались наклонные ступени, очень скользко.
7 марта. Прошли щель почти всю! Андрей показал чудеса акробатики, используя ледоруб и как закладки, и как распорку, и как ступеньку.
8 марта. С праздником дорогие наши женщины! Сегодня Иваныч с Андреем грызли скалу, но прошли всего пару метров — очень холодно и ветрено. Уперлись в небольшой карниз, за ним похоже выполаживается и выход на гребень.
9 марта. Целый день ковыряли карниз, кое-как пролезли и теперь точно виден выход на гребень. Дальше до гребня можно идти в кошках, для страховки бросая веревки. Завтра на вершину!
10 марта. В 8.00 вышли, все в четвером прожумарили по щели. Я лез последним, и после первой перестежки заметил крупные пятна крови. Оказалось, на Андрея упало несколько ледовых глыб, каска спасла, но одна ледышка зацепила торчащий из под каски нос. Вид теперь у Андрюхи устрашающий — нос разбит, вся морда в юшке! Но этими мелкими неприятностями нас уже не остановить. На гребне нас встретил ветер, да такой, что вспомнился 2005 год. Ползем по гребню кидаю веревки, все время кажется что сдернет, ноги стоят не устойчиво, под снегом камни и кошки скользят. Иваныч матерится страшными словами сквозь ветер и про ветер , но совершает героический рывок в направлении вершины. Мы следуем за ним — и вот вершина в 13.30. Это здоровенный камень, рядом с ним тур. В туре жестяная банка с запиской, и какой-то вымпел. Записка плохо сохранилась, но удалось прочитать, что восхождение было по юго-восточной стене 09.08.2005, СПБ-ANTIBES. Мы чуть приспустились ниже камня на северную сторону, здесь нет ветра и тепло. Шоколадка, фотографии, кладем нашу записку в тур. Спускаемся тем же маршрутом, снимая веревки, в 19.00 доходим до палатки. Эмоции накатывают волнами. Но это скорее не радость, а облегчение, будто груз свалился с плеч.
11 марта. Вприпрыжку побежали к зеленке, и дальше по Бамбукою до первого зимовья. Натопили зимовье так, что сидели на нарах в одних трусах и истекали потом, много ели, чего-то пили, взахлеб рассказывали о впечатлениях последних трех лет. И теперь это была настоящая радость. Мы сделали это. И на следующий год нам сюда уже не надо :). Отпустил нас Муйский Гигант с миром.

.