Без рубрики

Дикарь, Крепость, Развалы / Горы Мира.Сибирь /

Автор: Михаил Нумач, Ергаки

Дикарь, Крепость, Развалы

Поход до далёкого Дикаря — это вам не хухры-мухры. В 8 утра мы встречаемся на остановке и сразу в быстром темпе поднимаемся к Столбам. После вчерашнего дождя тайга влажная и притихшая. Из птиц слышно только синиц, поползней, иногда ворчливых воронов. На дорогу выбегают попрошайки-бурундуки. Среди тёмных пихт и начинающих желтеть лиственниц степенно гуляют клубы тумана. Мы сразу замечаем, как вкусно пахнет тайга.

Туман

Сегодня Антон собрал группу в 7 человек. Стёпа, Костя и я в качестве поддержки в столь дерзком походе, а девушки Саша, Таня и Аня — для украшения. Антон насчитал, что мы сегодня должны преодолеть 40 км по тайге, поэтому мы сразу спешим. В едином порыве мы бодро доскакали до перевала, где туман плотно окутал лес.

Это надо сфотографировать! Пока добрались до Первого Столба, туман поднялся. Но мы успели сделать несколько снимков по дороге и теперь радуемся жизни пуще прежнего.

Скала Коммунар сквозь туман

Фрагмент скалы Третий Столб

От Четвёртого Столба тропа поворачивает круто вправо. Мы шустро минуем скалу Ферма и направляемся в сторону Крепости. Это показалось мне немного странным, потому что Антон намеревался идти на Дикаря через скалу Царские Ворота, и этот разумный вариант я горячо поддержал. Почему Антон повёл нас иначе? Тогда мне показалось, что Антон знает какую-то новую тропу. Тем более, что он не выражает беспокойства. Но вот мы выходим к Грифам, и тут Антон изумлён:

— Это куда мы попали?!
— К Грифам, — говорю, — а ты как хотел?
— О, мы где-то потеряли наш сворот на Царские Ворота. Что же теперь делать?
— Давайте, отведу вас на Крепость, оттуда есть тропа на Развалы и далее на Дикаря. Правда, там тропинка теряется.
— Пошли! Показывай дорогу.

Мы быстро вышли к Крепости и поднялись к вершине, откуда открывался великолепный вид на осеннюю тайгу и причудливые скалы. Здесь мы устроили обед. Антон глянул на часы и обрадовался:

— Ого, мы за три с половиной часа добежали до Крепости!! Вот это скорость! И теперь у нас целый день впереди!

Забрав молодёжь, Антон принялся покорять разные камни и стены, а взрослые пригрелись на солнышке. Лепота! За время обеда и отдыха Аня набралась сил и готова бежать до Дикаря. Мы вышли на петлявую тропу и ловко добрались до скал под общим названием Развалы. Там мы тоже немного полазили. Впрочем, оказалось, что на крутых участках Ане требуется помощь. Поэтому мы свернули программу активного скалолазания и поскакали далее вдоль Развалов.

Вид с Крепости

Окно в Развалах

Антон позирует так, чтобы сразу было ясно — чей он сын.

На Развалах

Грибы

На высоте

Тропа привела нас к деревянному столу. Помнится, именно отсюда и начинается хороший путь на Дикаря. Но странно — тропа, наоборот, почему-то тут и закончилась. Тут нам встретился озабоченный мужик, который также тщётно искал эту тропу. Он печально поведал нам, что пришёл сюда с Феодалов, и хотел добраться до Дикаря, но заблудился. Дескать, можно ли ему примкнуть к нам. Ладно, пошли вместе.

Мы отчётливо видели огромный утёс и пошли прямо к нему. На всякий случай засекли азимут, а то ведь спускались в тёмную чащу, где уже вряд ли что разглядишь. Продираться по сибирской тайге, через буреломы и осклизлые камни — занятие не для всех. Требуются энтузиазм, крепкая обувь и просто желание выжить. Однако народ не роптал, а ломился сквозь колючие заросли, как бешеный лось. Понимая, что наша тропа с Развалов осталась где-то слева, я и взял курс чуть левее. На половине пути мне удалось обнаружить узкую тропку. Тогда народ вовсе воодушевился и помчался в гору, проявляя небывалую физическую подготовку с элементами героизма. За считанные минуты мы добрались до основания громадной скалы. Тут самое время отдышаться и подкрепиться. Мы вытащили снедь, а примкнувший к нам мужик, поблагодарив, скрылся в зарослях.

На скалу

Скала пугала крутизной и неприступностью. Но мы с Антоном знали простой путь и легко уговорили девушек не поддаваться панике. Антон на всякий случай прихватил верёвку, но она нам и не понадобилась. Оказалось достаточно грузинской страховки. И вот мы на вершине Дикаря! Виды, конечно, ошеломляющие. Мы там всё фотографируем и пребываем в восторге.

Вид с вершины Дикаря на восток. В центре кадра — скала Пестик, справа — Развалы

Вид с вершины Дикаря на Север. Видны скалы Митра и Второй Столб. Надо будет добраться до этих скал, далее свернуть направо. Каково расстояние, а?! Пробежка не для слабаков.

Вид с вершины Дикаря на Крепость.

Вид с вершины Дикаря на Идолов и город. Отсюда видна пелена смога, что завис над домами. Ужас, чем люди там дышат. И это ещё не самый плотный смог.

На вершине Дикаря

Удобное место, чтобы слегка выпендриться

Свобода и простор! Вот и я попал в кадр

Антон и Стёпа вздумали даже приблизиться к скалам Идолы, чтобы попытаться их покорить. Но, увы, для этого уже нет времени. На часах половина пятого, нам пора спешить вниз. Мы спускаемся со скалы, собираем рюкзаки и понимаем, что нужно резко ускоряться. Антон радостно закричал:

— Смотрите, я задаю темп!

С этими словами он подпрыгнул и поскакал в заросли на манер испуганного оленя. Получилось очень смешно. Конечно, группа не могла выдержать такой стремительный темп. Но, в общем, все прониклись и помчались за Антоном практически бегом. Путь был неудобным: крутой спуск, колючие заросли, бурелом, неустойчивые камни… Ухитрившись на этом пути даже не переломать ноги, мы догнали Антона на уже более-менее ровном месте.

— И где же тут тропа? — поинтересовались мы, озираясь с недоумением и даже некоторым ужасом. Нас окружала совершенно нехоженая тайга.
— Э-э, — озадаченно отвечал нам Антон, — тропы почему-то нет.
— Тропа на Ферму должна быть левее, — вспоминаю, — но мы ушли так далеко направо…
— Что делать?
— Пожалуй, нам нужно идти в сторону Фермы, по азимуту. Но в то же время и забирать налево, к тропе.

Мы сегодня уже ходили без тропы и понимали, какое это жёсткое испытание. Была ещё мысль вернуться к Дикарю и найти удобный путь там. Но слишком далеко мы убежали в погоне за прыгающим Антоном. Возвращаться на полтора километра, да ещё в гору?! Нет, уж лучше ломиться через заросли в направлении к дому. Примерно с полчаса мы продирались через густой ельник и прочие кусты, часто перешагивая через упавшие стволы. Это было трудно. Струйки пота потекли со лба, со спины… Хотелось пить, есть, спать, отдыхать, плавать в реке, читать Достоевского или даже смотреть телевизор — всё, что угодно, только не преодолевать густую тайгу. Тогда Стёпу осенила гениальная мысль.

— Стойте! — закричал он так восторженно, что группа послушно замерла на месте.
— Слушайте, у меня же есть в телефоне навигатор! И он показывает, что мы находимся рядом со скалой Царские Ворота!
— Ур-ра!! А далеко до скалы?
— 300 метров.
— Мы спасены!

Мы тут же повернули круто налево, как указал Стёпа. Найти Царские Ворота — это было бы здорово! Ведь через эти Ворота ведёт отличная тропа, почти прямая, до самого дома. Воодушевлённые, мы с удвоенной энергией принялись раздвигать упругие ветки. Прошли более половины пути до заветной скалы, пора бы её уже и увидеть. Но нет, кругом лишь безучастные пихты, ели и корявые лиственницы.

— Стёпа! Посмотри по навигатору, сколько мы прошли?

Стёпа углубился в свой волшебный прибор и выдал нечто неправдоподобное:

— Было 300 метров… Сейчас 270.
— Не может быть!! Что, за столько времени мы преодолели всего 30 метров? Ну… ладно, идём дальше. Направление-то хоть верное?
— Да. Можно взять чуть правее.
Мы пробирались через заросли, а Стёпа уточнял:
— Осталось 200 метров! Осталось 100 метров! Осталось 50 метров! Э… 30 метров…
— Что?!
— Мы на месте, — упавшим голосом сообщил Стёпа. Мы огляделись, но никаких признаков скалы не обнаружили.
— Тьфу, выброси свой телефон, — проворчал Костя.
— А что делать-то будем?
— Идём пока в сторону Фермы, — говорю, — по пути ищем тропу.

Путь был откровенно сложным. Саша захромала, Аня запричитала, Костя пугающе помрачнел, а Стёпа, ловя наши взгляды, корчил забавные рожицы. Мда, вот так приключение. Мы рисковали застрять тут на ночь. Впрочем, через некоторое время мне удалось найти старую волчью тропу. Она удивительно точно и прямо вела к Ферме. Мы двинулись по этой тропе, и это было гораздо проще, чем через буреломы. Скорость заметно возросла. Единственная неприятность — тропа эта была хорошо для волков, но не для людей с их ростом. Нам по-прежнему приходилось раздвигать многочисленные ветки. Чуть неточное движение — и Таня получила глубокую царапину под глазом.

— Ого! Как ты?
— Всё в порядке, глаз цел! — смеялась Таня.

Мы продолжали двигаться этой тропинке. Пусть неудобно, зато ноги не проваливаются, и направление идеальное. Ну, конечно, тропка время от времени терялась, особенно, когда огибала препятствия. Мы так прошли несколько километров. Однажды я опять потерял тропинку и принялся озираться, ища продолжения.

— Ребята, смотрите, где тропинка продолжается?

Но группа так устала, что искать какие-то старые следы совсем не хотелось. Тут вдруг озарило Костю:

— Постойте! На моём телефоне записывается наш трек! Ха!! Смотрите сюда! Мы идём верно и недалеко от той тропы, по которой шли к Дикарю. Давайте, выйдем на нашу тропу! Она широкая, её мы точно не потерям.
— Далеко до той тропы?
— Примерно один километр. Смотрите, нужно вернуться назад на километр, пройти вдоль ручья и мы окажемся на той тропе.
— Что, возвращаться назад на целый километр!?..
— А что вы можете ещё предложить? Скоро уже стемнеет.

Нужно было принимать какое-то решение. Я бы и дальше шёл по волчьей тропе, так где она?! А Костя хорошую идею предлагает — по той тропе мы даже и в темноте смогли бы пройти. Правда, возвращаться назад совсем не хотелось…

— Ладно, — говорю, — идём по прибору.

Мы взяли круто налево, и теперь шли вовсе не к дому, а скорее даже назад, но при этом надеялись выйти на широкую, пробитую тропу. Путь снова стал трудным. Опять буреломы, густые заросли, скользские камни… Пересекая ручей, Аня потеряла равновесие:

— Помогите!

Оборачиваюсь, Ани вовсе не видно… Ага, вот её рука высовывается наружу. Вытаскиваю и чувствую, как бедняжка вся дрожит от напряжения. Вот так приключения!

Зато Костя вдруг остановился:

— Что это?!

Мы вышли на какую-то тропу, не нашу, но тоже ведущую к Ферме, а главное — хорошо утоптанную. Идти по такой гораздо проще. Мы двинулись в сторону Фермы.

— Постойте, это же не наша тропа! — заволновался Костя, — давайте, пойдём до нашей!
— Смотри, эта тропа ведёт нас точно к Ферме. Зачем нам другая?
— Ну, эта ещё неизвестно куда выведет. А наша уж наверняка!
Резон в его словах был. Но эта тропа так хороша, и направлена именно к дому. Мы выбрали эту чудную тропу. Через километр Костя опять воспротивился:
— Мы идём параллельно нашей тропе! Давайте, выйдем на неё!
— Но это означает крюк.
— Зато наверняка!
— Нет, идём по этой. Вот если она куда-то вдруг свернёт…
— Не хочу я идти по этой тропе! Хочу нашу, родную! — взбунтовался Костя.
— Погоди, ведь нам уже немного осталось!
— Да ну вас! — загорячился Костя, — вы как хотите, а я иду на нашу старую тропу.

Он повернулся и ушёл под прямым углом. Мы продолжили движение и вскоре вышли к Ферме.

— Ура, мы спасены! Вышли до темноты!
— Только не надо больше идти вверх, — просила Аня, — и не бросайте меня…
— Да что вы, Аня, мы вас не бросим. Всё, отсюда можно найти дорогу даже в темноте.
— Ой, мои ноги… Дайте отдохнуть. И давайте поедим, у нас же остались вафли…
По хорошо знакомой тропе мы легко вышли на перевал и уселись за стол. Ой, а народу-то сколько! Невзирая на наступающую темноту, туристы активно шарахались во все стороны, некоторые были с младенцами.
— Смотрите, — поразилась Таня, — этому малышу всего месяца два! Какая кроха!

Да, многие отдыхающие были с детскими колясками…

Мы вытащили остатки снеди. Антон взял наши бутылки и сбегал к ручью за водой. Мы охотно кушали вафли с колбасой и ещё что-то безумно вкусное, и делились впечатлениями.

— Вот это было приключение! — восторженно подпрыгивала Таня, — мне так понравилось!
— Ой, мои ноги, — вторила ей Аня, — ног не чувствую, больше не смогу идти.
— Ничего, всё в порядке. Сейчас калории как ударят в мышцы, так мы и поскачем.
— Да? Ладно, я вам поверю. Но как же Костя?
— Он взрослый человек. Проголодается, вернётся.

Едва мы сьели последнюю вафлю, к столу подошёл смеющийся Костя:

— Вы оказались правы! Я сделал лишний крюк… А всего мы сегодня прошли 35 километров.

В итоге мы сегодня за 13,5 часов преодолели 35 км, причём немалую часть — по откровенному бестропью, а ещё совершили восхождения на некоторые скалы.
В общем, все проявили себя хорошо. Костя остался доволен полученными кадрами. Стёпа улыбался, как обычно. Таня радовалась настоящему приключению и необходимой физической нагрузке. Аня после отдыха приободрилась и тоже защебетала. Саша прихрамывала, но мужественно терпела. Антон уже уточняет, как и куда мы идём через неделю. Да, мы планируем тайгу и глухомань.

Ну, ещё штрихи. Мы вышли на остановку в 21-40. Посмотрели расписание и обрадовались, не опоздали на последний автобус. Ага, мы-то не опоздали. Только водителю маршрута 50 оказалось наплевать на пассажиров. Увидев всего троих, он даже и не стал тормозить, просквозил мимо. Пришлось нам ехать на перекладных. Потом мне захотелось пить, и мы зашли в гастроном, где я набрал всякой газировки. И уже в доме — Таня вызвала лифт и спросила насмешливо:

— Или ты, как всегда пешком?
— Конечно.
— Ой, зачем я это сказала!

Мы рванули вверх по лестнице, наперегонки. Хм, я обогнал…

.