Без рубрики

Пик Энгельса по Восточному гребню / Горы Мира. Памир /

Автор: Панков Максим, г. Москва

Пик Энгельса
по Восточному гребню

Тактические действия команды.


Фотопанорама

В соответствии с тактическим планом команды,был осуществлен подход к ночевке под перемычкой восточного гребня (перевал Неспар) между п.Энгельса и п.Чюрлениса. Ночевка под перевалом на снежном плато цирка (5400м).

18.08.06 В 8.00 команда вышла на маршрут.Погода отличная,очень холодно.Подъем на перемычку,далее по В.гребню.Движение в связках независимое,одновременное (комбинированный рельеф,III к.сл.).Выход к вертикальной стене,( V-VI к.сл,45м,90-950).На этом участке и в дальнейшем движении организованы перила.К 17.00 подходящее место для ночевки на скальном выступе.Шлямбурный крюк предыдущих восходителей подтверждает наш выбор.Обработка двух следующих веревок,одна из которых – напряженное лазение по местами обледенелым скалам V к.сл.


Энгельса с низу

19.08.06 Прохождение ранее обработанных веревок.Движение по гребню.Всюду движение по перилам.Хорошо идут закладки и ледобуры.Подход под вертикально-нависающий участок (35м.),обход и прохождение его слева (V-VI к.сл).Далее гребень сильно «встает».Скальные участки крутизной 60-700 .Выход под один из ключевых участков маршрута – «серый пояс».Ночевка в левой части полки под «серым поясом».Обработка 40м стены.

20.08.06 Работа на «сером поясе» ИТО еще 50м (V-VI к.сл).Линия маршрута постоянно простреливается падающим льдом и снегом.Выход на наклонную снежно-ледовую полку в основании первого «рыжего пояса» скал.Ночевка на старом месте.

21.08.06 Погода портится,идет снег.Движение по провешанным веревкам.Передовая двойка работает на первом «рыжем поясе».Сложно организовать надежные точки страховки,порода крошиться.Движение по шлямбурным «ориентирам» предыдущих восходителей.Надежности в старых крючьях нет!Через 60-70м.,выход на наклонную снежно-ледовую полку.Организовать «станцию» страховки крайне сложно. Далее движение вверх и чуть в право по сильно разрушенным скалам второго «рыжего пояса» 60-700 IV-V к.сл.Место под сидячию ночевку под основанием нависающего внутреннего угла в правой части стены.


Профиль

22-23.08.06 Погода испортилась.Идет плотный снегопад,туман.Плохая видимость.Работа на третьем «рыжем-сером поясе»Рельеф сложен,местами сильно разрушен,после первой местами нависающей веревки (55м)хорошая станция на шлямбурах,далее нависающий внетренний угол выводящий на полку (50м).Хорошое место станции,полка,шлямбура. (V-VI к.сл).Следующая часть стены — под основание ледовой нависающей сосульки с карниза, сильно разрушено,местами точки страховки держут только статическую нагрузку.55м.(VI+) Местами крючья (шлямбура) предыдущих восходителей. Выход на осыпную полку под сильно нависающей стеной.Вытягивание рюкзаков. Траверс 20м вправо II к.сл .Обработка ледового каскада (30м., М5, 70-800) .Ночевка сидячая,места установить палатку нет.

24.08.06 Погода переменная,временами снег,туман,к вечеру видимость осложняется.Прохождение провешенной веревки,выход на «крышу» начало ледового гребня.Снежно-ледовый гребень (IV к.сл.200м.).Движение по перилам.Страховка на ледобурах. Далее взлет выполаживается до 200 и движение осуществляется независимыми связками под основание предвершинного гребня.Обработка трех веревок гребня (Vк.сл).Ночевка в бергшрунде,в основании гребня.

25.08.06 Погода солнечная.Прохождение ранее обработанных веревок.Движение по снежно-скальному вершинному гребню (800м, IV-Vк.сл.).Иногда сложно организовать надежную страховку из-за состояния снежно-ледового склона,карнизы. Подход под нависающий «клювом» жандарм. Хорошее место для ночевки.Но…Дюльфер на северную сторону,далее движение (50м.,III, 400) вправо вдоль гребня, без набора высоты, в основание разрушенных скал.Вверх по скалам и льду к перемычке слева (по ходу) от вершины (110м.,IV,600).Выход на гребень.По гребню не сложный снежно-ледовый взлет,выводящий на вершину (IIIк.сл.30м).Вершина!Спуск,(маршрут Кавуненко 5А) начало с вершиного плато в сторону п.К.Маркса,потом сильно уход вправо к гребню.Дюльфер 50м к характерной перемычке.Далее движение по крутому 50-600 склону,дюльфером в сторону п.К.Маркса.Страховка на ледобурах.Ночевка на сножном плато перед ледовыми сбросами.

26.08.06 Спуск по снежно-ледовым сбросам ледопада с уходом на левый(по ходу) склон гребня с дальнейшим выходом на одну из его перемычек ближе к перевалу между п.К.Маркса и п.Энгельса.Два дюльфера выводят нас на плато идущее от подножья перевала Зугванд 5400м.Подъем на перевал.Ночевка.

27.08.06 Спуск с перевала в базовый лагерь.

Описание маршрута по участкам.

R0 – R1 Снежно-скальный гребень (III кат.сл.,360м.,10-20&#186).Движение одновременное.

R1 – R2 Скальная стенка,нависающий внутненний угол (V-VI к.сл,50м,90-95&#186).Страховка через крючья и закладки.Организованы перила.

R2 – R3 Снежно-скальный гребень (IV к.сл.,150м.,45&#186). Страховка через крючья и закладки,ледобуры.Организованы перила.Ночевка на скальном выступе.

R3 – R4 Острый снежно-ледовый гребень.Страховка через ледобуры.(III к.сл.50м.,30&#186).

R4 – R5 Обледенелая скальная стенка. (V к.сл,50м,70-80&#186).Страховка через крючья и закладки.Организованы перила.

R5 – R6 Снежно-скальный гребень (III-IV к.сл.150м.45-50&#186).

R6 – R7 Скальная,местами нависающая в левой части, стенка (V-VI к.сл,45м,90-95&#186).

R7 – R8 Снежно-скальный гребень (IV- V к.сл.,200м.,70&#186).Организованы перила.Ночевка на наклонной снежно-ледовой полке под основанием «Серого пояса».


R7-R8

R7-R8 сверху

R8 — R9

R8 – R9 Скальная стена «Серого пояса»(VI к.сл,100м,90-95&#186).Лазание с использованием ИТО.Страховка через крючья и закладки.

R9 – R10 Снежно-ледовый склон,под основание первого «Рыжего пояса» (III к.сл.,30м., 35&#186).Страховка на ледобурах.

R10 – R11 Скальная стена первого «Рыжего пояса»(V-VI к.сл,100м,70-90&#186).Сложно организовать надежные точки страховки,порода крошиться.Лазание с использовании ИТО на шлямбурах и скальных крючьях.

R11 – R12 Заснеженная скальная стена (IV-V к.сл,100м,70&#186).Движение вправо вверх.Страховка на скальных крючьях.Выход на наклонную снежно-ледовую полку.В правой части стены контрольный тур.Сидячая ночевка.

R12 – R13 Вправо вверх по нависающему внутреннему углу. Лазание с использовании ИТО на скальных крючьях и закладках (V-VI к.сл,100м,70-90&#186).

R13 – R14 Следующая часть стены — под основание ледовой нависающей сосульки с карниза, сильно разрушено,местами точки страховки держут только статическую нагрузку (VI+ к.сл.,55м., 90-100&#186). Лазание с использовании ИТО. Местами крючья (шлямбура) предыдущих восходителей.Стенка вверху заканчивается наклонной полкой.Сидячая ночевка.

R14 – R15 Траверс 20м вправо II к.сл.Ледовый каскад (30м., М5, 70-80&#186).Очень тонкий натечный лед,трудно организовать страховку.Выход в основание снежно-ледового гребня.

R15 – R16 Снежно-ледовый гребень (IV к.сл.,200м.,35-40&#186).Страховка на ледобурах.

R16 – R17 Снежно-ледовый взлет (II к.сл.,100м.,20&#186).Движение одновременное.


R10 — R11

R15 — R16

R18 — R19

R17 – R18 Снежно-скальный предвершинный гребень (IV-V к.сл.800м.)очень острый,с ледовыми ножами,карнизами,жандармами. Иногда сложно организовать надежную страховку из-за состояния снежно-ледового склона. Страховка на ледобурах и закладках. Подход под нависающий «клювом» жандарм.Дюльфер 50м. на северную сторону (вправо по ходу).

R18 – R19 Движение траверсом (50м.,III, 40&#186) вправо вдоль гребня, без набора высоты, в основание разрушенных скал.

R19 – R20 Вверх по скалам и льду к перемычке слева (по ходу) от вершины (110м.,IV,60&#186).Выход на гребень.

R20 – R21 По гребню не сложный снежно-ледовый взлет,выводящий на вершину (30м., IIIк.сл.40&#186).Вершина!Спуск по маршруту Кавуненко 5А.

Паспорт восхождения.

1. Район: Юго – Западный Памир.
2. Ущелье: Шахдарьинский хребет.
3. Номер раздела по классификационной таблице 2001 года: 4.11.
4. Наименование вершины: пик Энгельса (6510м).
5. Название маршрута: по Восточному гребню.
6. Предлагается – 6А кат.сл.
7. Характер маршрута: комбинированный.
8. Перепад высот маршрута: 1210м.
9. Протяженность маршрута: 2400 м.
10. Протяженность участков: V кат сл. — 550м.
VI кат сл. — 350м.
11. Средняя крутизна:
Основной части маршрута — 680
Всего маршрута — 590
12. Оставлено «крючьев» на маршруте:<br>
всего — 7 в т.ч. шлямбурных — 0.
13. Использовано крючьев на маршруте:
шлямбурных стационарных: 47 шт., в т.ч. ИТО 40 шт.
шлямбурных съемных: 0 в т.ч. ИТО: 0.
14. Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО): 45.
15. Ходовых часов команды: 101,5 часов, 8 — дней.
16. Руководитель: Волков Михаил Евгеньевич — КМС.
17. Участники:
Воробьев Александр Илларионович – 1сп.раз.
Машенин Андрей Александрович – 1сп.раз.
Панков Максим Анатольевич — КМС.

Петров Андрей — КМС.

18. Тренер: Карпов Анатолий Владимирович.
19. Выход на маршрут: 8 час.00 мин., 18.08.2006.
20. Выход на вершину: 17 час.00 мин., 25.08.2006.
21. Возвращение в БЛ: 12 час.00 мин., 27.08.2006.

Восхождение организовано альпклубом МАИ, под руководством М.Волкова.

P.S. Группа восходителей благодарит нашу группу поддержки:
Мария Сдобникова
Ксения Кочнева
Екатерина Воробьева
Евгений Зудихин
Андрей Гушанов
Без которой наше восхождение во многом бы не состоялась! Спасибо!


Схема

Схема
.